Институт правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ и услуг) – данный институт гарантирует производителям права на выступление в хозяйственном обороте под собственным индивидуальным именем, на обозначение производимых товаров и оказываемых услуг определенными символами или наименованиями и обеспечивает их защиту в случае нарушения.
Эти отношения регулируются Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 года.
Объектами правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ и услуг) являются:
- Фирменное наименование;
- Товарный знак и знак обслуживания;
- Наименование места происхождения товара;
Фирменное наименование, являющееся коммерческим именем предпринимателя, неразрывно связано с его деловой репутацией. Под этим именем предприниматель совершает сделки и иные юридические действия, несет юридическую ответственность и осуществляет свои права и обязанности, рекламирует и реализует произведенную им продукцию.
Фирменное наименование, ставшее популярным у потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров, приносит предпринимателю не только немало дивидендов, но и заслуженное уважение в обществе и признание его заслуг. Поэтому право на фирму рассматривается как важное личное неимущественное благо.
Товарный знак и знак обслуживания, которыми маркируются производимые товары и оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между изготовителем и потребителем выступая в роли безмолвного продавца. Товарный знак представляет собой определенное условное обозначение.
Таким условным обозначением может быть логотип, название, форма бутылки и иной емкости, мелодия и звуки, запах. Главное, чтобы это условное обозначение позволяло потребителю отличать данный товар одного производителя от однородных товаров других лиц.
Наряду с отличительной функцией, популярный товарный знак вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Являясь визитной карточкой предприятия, товарный знак обязывает предприятие дорожить своей репутацией и заботиться о повышении качества выпускаемой продукции.
Одной из важных функций товарного знака является также реклама выпускаемых изделий, поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. Наконец, товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией.
Обозначение товара наименованием места его происхождения выступает как гарантия наличия в товаре особых, неповторимых свойств, обусловленных местом его производства. Обеспечивая правовую охрану наименований мест происхождения товара, государство защищает и стимулирует развитие традиционных ремесел и промыслов, продукция которых всегда пользуется большим спросом у потребителя.