Правоприменительный акт – это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.
Признаки правоприменительного акта:
- Акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа;
- Содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано;
- Имеет определенную, строго установленную законом форму;
- Нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений;
- Направлен на реализацию требований юридических норм;
- Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением;
Классификация правоприменительных актов:
По субъектам, осуществляющим применение прав различают:
- Акты государственных органов и общественных организаций;
- Акты Президента;
- Акты федеральных органов власти и управления;
- Акты органов власти и управления субъектов РФ;
- Акты органов правосудия;
- Акты органов прокуратуры;
- Акты органов надзора и контроля;
- Акты органов местного самоуправления;
- Акты коллегиальные и единоличные;
- Конституционно-правовые акты;
- Административно-правовые акты;
- Уголовно-правовые акты;
- Акты применения материального и процессуального права;
- Исполнительные акты;
- Правоохранительные;
- Акты - регламентаторы (определяют субъектов конкретного отношения; указывают объем их субъективных прав и юридических обязанностей);
- Правообеспечительные акты (обеспечивают реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правого регулирования);
- Акты - документы – это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде и они делятся по наименованию на:
- Указы;
- Постановления;
- Приказы;
- Протоколы;
- Приговоры;
- Решения;
- Предписания;
- Указы;
- Акты - действия;
- Основные (акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу);
- Вспомогательные (акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов);
- Акты однократного действия (наложение штрафа);
- Длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии);
- Обязывающие,
- Управомочивающие (поощрительные, удостоверительные);
- Если нормативный правовой акт носит общий характер, то акт применения права имеет индивидуальный;
- Нормативный правовой акт призван регулировать определенный вид общественных отношений, в то же время акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;
- Нормативный правовой акт может применяться неоднократно, а акт применения права носит лишь разовый характер;
- Нормативный правовой акт не персонифицируется, он направлен на неопределенное количество лиц, которые оказались в подобных жизненных ситуациях, а акт применения права сориентирован на конкретных лиц, потому что служит для разрешения конкретной ситуации;
- Нормативный правовой акт является нормативной базой правового регулирования и, таким образом, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а акт применения права осуществляет эти нормы, проводя общеобязательные нормативные установки в область определенных ситуаций;
- Нормативный правовой акт может действовать до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права должен прекратить свое действие после его непосредственной реализации;
- Нормативный правовой акт определяет правовые предписания, а акт применения права лишь применяет заключающуюся в нем норму права;