В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:
Законы занимают главное место в системе нормативно - правовых актов, их ведущее положение определяется следующими основными признаками:- Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;
- Законы высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал;
- Законы регулируют наиболее важные основополагающие отношения, в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан;
- Законы содержат нормы первичного, исходного характера, все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;
- Законы принимаются в особом процессуальном порядке;
Таким образом, закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации, критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют.
Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией, они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.
В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:
- Указы в границах собственных полномочий; Указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;
- Указы, подлежащие утверждению Советом Федерации ( о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора);
По юридической значимости указы делятся на нормативные и правоприменительные.
Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер.
Особенно много указов принимается для регулирования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях), иногда они сопровождаются утверждением положений об органах, выполняющих определенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.
Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления, например, указ о назначении на должность, присвоении звания.
Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления, например, создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда.
Отличие распоряжений президента от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.
Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений.
Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства.
Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции.
Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.
Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный период действия, например, федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства.
Принимаемые правительством акты оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни.
В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает постановления и распоряжения.
Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями, в них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью.
На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления).
Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции.
Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.
В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления, их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.
Весьма существенно расширены полномочия органов местного самоуправления, их представительные органы (дума, муниципальный совет) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) – постановления и распоряжения, форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.
Система нормативно-правовых актов Российской Федерации была бы неполной без выделения группы международно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ -
«общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»
Среди международно-правовых актов можно выделить два основных вида – директивы и постановления.
Директивы дают участнику сообщества при переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм реализации международных обязательств.
В постановлениях содержатся соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.
- Нормативно - правовой акт как источник права
- Действие нормативно - правовых актов во времени
- Основания деления норм права на отрасли
Комментариев нет:
Отправить комментарий