Виды подзаконных актов и их соподчинённость

Подзаконные нормативные правовые акты – это издаваемые на основе и во исполнение законов акты, представляющие собой согласованную и иерархическую систему, в которой каждый элемент соответствуют актам большей юридической силы и является основой для актов с меньшей юридической силой.

Виды подзаконных нормативных правовых актов:

Общефедеральные акты:

  1. Указы Президента;
  2. Распоряжения Президента;
Общефедеральные акты Правительства РФ, принимаемые во исполнение законов РФ, указов Президента РФ и собственной исполнительно–распорядительной компетенции:
  1. Постановления, принимаемые для обеспечения управления в различных отраслях общественной и государственной жизни;
  2. Распоряжения, принимаемые Председателем Правительства РФ для оперативного управления узкого круга исполнителей;
  3. Приказы и инструкции министерств и подведомственных им государственных органов, которые имеют отраслевую направленность;
Акты субъектов Федерации:
  1. Уставы – региональные конституции;
  2. Законы, постановления и распоряжения – акты, принимаемые представительными и исполнительно–распорядительными органами местной государственной власти;
  3. Приказы и инструкции – акты, которые устанавливаются отраслевыми органами государственного управления;
  4. Решения, постановления и распоряжения – акты, принимаемые органами местного самоуправления;
Нормативные правовые акты, которые используются на уровне предприятий и учреждений:
  1. Уставы и решения, принимаемые коллегиально и имеющие нормативное содержание;
  2. Приказы, имеющие как нормативное, так и индивидуальное значение, но в любом случае устанавливаемые руководителем предприятия или учреждения;
  3. Распоряжения, принимаемые руководителями структурных подразделений для оперативного управления и исполнения приказов;
  4. Нормативные правовые акты общественных, коммерческих, профессиональных и иных организаций;

Международно–правовые акты, которые принимаются международными организациями:
  1. Директивы, дающие конкретному государству возможность выбора формы и методов реализации международных обязательств;
  2. Постановления, содержащие требования, которые подлежат прямому исполнению каждой стороной;

  1. Нормативно - правовой акт как источник права
  2. Виды нормативно - правовых актов
  3. Классификация законов и их место в системе нормативных актов

2 комментария:

  1. Помогите, пожалуйста, разобраться в следующих вопросах:
    1.Сомнение вызывает отнесение региональных Уставов (Конституций) и законов субъектов РФ можно отнести к подзаконным актам. С одной стороны они не могут противоречить соответственно Конституции и ФЗ, но, с другой - это же законы, как ни крути.
    2. И акты ОМСУ лучше было бы не ставить в один ряд с актами региональных органов, все-таки ОМСУ не являются органоми государственной власти?
    3. Министерства, агентства и службы могут вроде принимать различного рода акты, как, например, Минюст может издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Почему везде пишут только про инструкции и приказы?
    3. Еще бы хотелось построить четкую классификацию актов органов исполнительной власти только, с учетом того, что сюда как раз должны входить все постановления, распоряжения, инструкции, приказы и тд плюс админинистративные акты, административные договоры и тд. Если мы будем делить акты по признакам: нормативно-правовй или индивидуальный плюс внутренней (для регламентации отношений внутри организации) и внешней направлености (затрагивающие интересы граждан напрямую), начиная с последнего критерия.

    ОтветитьУдалить
  2. Вот что пишет Бахрах Д.Н.

    В зависимости от уровня органов, принимающих акты управления, и их названия различают:

    а) акты управления, издаваемые Президентом РФ. В соответствии с конституционными нормами Президент РФ принимает указы (ст. 83 Конституции РФ) и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ);

    б) акты Правительства РФ {постановления и распоряжения) (ст. 15 Конституции РФ);

    в) в соответствии с Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты в виде приказа или в ином установленном законодательством РФ виде в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. В соответствии с действующими Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009, федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства) могут издавать:

    постановления;
    приказы;
    распоряжения;
    правила;
    инструкции;
    положения (издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается).
    В некоторых регламентах федеральных органов исполнительной власти устанавливается, что их решения оформляются распорядительными документами (приказами, директивами, указаниями и распоряжениями) и являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В регламентах некоторых федеральных органов исполнительной власти определяется, что они вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты — приказы в установленной сфере деятельности, а также издавать в пределах своей компетенции приказы как индивидуальные правовые акты.

    ОтветитьУдалить