Ответственность перевозчика по договору международной перевозки грузов

Правовое регулирование международной автоперевозки грузов осуществляется на основе Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года (Cкачать / PDF 269 КБ)

Конвенцию (КДПГ) применяют при всех автомобильных перевозках грузов в случае, если погрузка и доставка груза находятся на территории различных стран и хотя бы одна из сторон является участницей КДПГ.

Конвенция не регулирует нарушения, которые возникают в случае несвоевременной подачи автотранспорта, но устанавливает ответственность " ... за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, происшедшее с момента принятия груза к перевозке и до момента его сдачи, а также за просрочку в доставке" (Статья 17 Конвенции)

Также Конвенция устанавливает в статье 23 пределы ответственности перевозчика, согласно которым размер ущерба, который перевозчик должен возместить при полной или частичной потере груза, определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке, которая определяется на основе биржевых котировок или текущей рыночной цены.

Указанное положение имеет отличия от ГК РФ в котором стоимость груза определяют, исходя из его цены, указанной в счете продавца или в договоре поставки.

В конвенции нет прямого запрета указывать в договоре международной перевозки неустойку в виде штрафа или пени за просрочку доставки, но при этом сумма неустойки не может превышать плату за перевозку и не должна быть больше причиненного и доказанного ущерба.

Согласно положениям Конвенции предел ответственности перевозчика за утрату, повреждение или просрочку в доставке груза может быть повышен только в двух случаях:

  1. если отправитель, при условии уплаты надбавки к провозным платежам, задекларировал в накладной стоимость груза, превышающую предел, указанный в п. 3 ст. 23 КДПГ.
  2. если отправитель, при условии уплаты согласованной надбавки к провозной плате, установит сумму специального интереса в доставке на случай утраты, повреждения или недоставки груза в оговоренный срок (ст. 26 КДПГ).


Если ущерб был причинен умышленными неправомерными действиями перевозчика, то в этом случае на перевозчика может быть возложена полная материальная ответственность за умышленно причиненный ущерб.

Любой договор международной автоперевозки грузов, который содержит санкции не установленные Конвенцией, является недействительным.


  1. Обязательства по перевозке грузов
  2. Обязательства по перевозке пассажиров и багажа
  3. Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ

Комментариев нет:

Отправить комментарий