Басманный суд Москвы в пятницу, 26 августа, арестовал подполковника милиции в отставке Дмитрия Павлюченкова. Его подозревают в организации одного из самых громких преступлений последних лет — убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской.
Удовлетворив ходатайство Следственного комитета России, суд указал, что в течение десяти суток после задержания подозреваемому должно быть предъявлено обвинение. В противном случае избранная мера пресечения будет немедленно отменена.
На заседании суда один из главных вопросов был связан с состоянием здоровья подозреваемого — позволяет ли оно содержать Палюченкова в СИЗО. Адвокат Тамара Кучма заявила, что помещать ее подзащитного в изолятор нельзя. Защитница представила суду медицинские документы о том, что в декабре 2006 года Павлюченков был избит неизвестными, получил черепно-мозговую травму и стал инвалидом второй группы, после чего неоднократно проходил лечение в различных стационарах. Адвокат заявила, что задержанный, которому поставлен диагноз «посттравматическая энцефалопатия», страдает приступами эпилепсии. По ее мнению, если Павлюченкова пометить в СИЗО, то «этот смертельно больной человек на глазах у всех может погибнуть»
Защитница напомнила, что с момента возбуждения уголовного дела в роли обвиняемых уже побывали несколько сотрудников оперативно-поисковой службы МВД: Алексей Беркин, Дмитрий Лебедев, Олег Алимов, а также бывший глава главы администрации Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиль Бураев. Однако впоследствии дело в их отношении прекратили. Причем Бураеву следствие также ранее отводило роль организатора убийства.
Анна Политковская была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде дома, где снимала квартиру. Следствие утверждает, что Рустам Махмудов выстрелил в нее пять раз, а затем скрылся на поджидавшей его машине. За рулем «Жигулей» находился его брат Джабраил. Роль Ибрагима Махмудова сводилась к координации действий соучастников по телефону. По данным следствия, причиной убийства Политковской стали ее «критические публикации в адрес руководства одной из Северо-Кавказский республик».
Отметим, что Павлюченков стал уже третьим по счету «организатором». До него эту роль следствие возлагало на бывшего сотрудника УБОП ГУВД Москвы Сергея Хаджикурбанова. Его дело даже дошло до суда. Однако в феврале 2009 года присяжные оправдали экс-милиционера, а также представших вместе с ним перед судом уроженцев Чечни братьев Джабраила и Ибрагима Махмудовых, которым вменялась слежка за Политковской. Позже Верховный суд вернул дело на доследование в СКР.
Теперь организатором убийства следствие называет Павлюченкова. Его задержали 23 августа после того, как он в очередной раз пришел на допрос в СКР. По версии следствия, именно Павлюченков подыскал соучастников преступления и снабдил киллера оружием. Им следствие считает старшего брата Махмудовых — Рустама,задержанного в мае этого года в Чечне.
О причастности сотрудников спецслужб к слежке за Анной Политковской ранее не раз заявляли сотрудники «Новой газеты», которые параллельно вели свое журналистское расследование. Они пришли к выводу, что «спецагенты МВД приторговывали своими полномочиями, осуществляя частным порядком «слежку по найму». Выступая на процессе в 2009 году, шеф-редактор издания Андрей Соколов заявил, что за Политковской велось «двойное кольцо» наблюдения, состоящее из убийц и сотрудников спецслужб. В сегодняшнем номере газеты он высказывает мнение, что теперь эта версия нашла «свое воплощение в обвинении, предъявленном экс-подполковнику МВД Дмитрию Павлюченкову».
Выступая в суде, Тамара Кучма заявила, что ее подзащитный действительно «осуществлял определенное наблюдение» за Политковской, но это было «совершенно законно». Позже она уточнила BFM.ru, что ее подзащитный действительно «работал по Политковской», осуществляя по заданию руководства ее охрану. Адвокат считает, что у следствия нет доказательств причастности Павлюченкова к убийству Политковской. «Его привлекают к уголовной ответственности от безысходности, доказательств в отношении моего подзащитного как не было, так и нет», — заявила юрист.
Довольно много времени защитница уделила личности своего подзащитного, рассказав, что, отправившись в 18 лет служить в армию, Павлюченков сразу попал в Афганистан, а вернувшись, отдал 14 лет жизни службе в МВД. «Государство обязано отдать ему долги!» — сказала юрист и предложила избрать Павлюченкову в качестве меры пресечения залог. При этом юрист призналась, что родственники не смогут собрать большую сумму, а у самого задержанного пенсия составляет всего 10 тысяч рублей. Адвокат заверила, что ее клиент не сможет оказать давления на свидетелей, так как уже не работает в милиции и в настоящее время «никак не может трудоустроиться»
В свою очередь, настаивая на аресте подозреваемого, следователь СКР Дмитрий Майнусов апеллировал к тому, что Павлюченков обвиняется в совершении особо-тяжкого преступления — в убийстве в составе организованной группы по найму. «У следствия есть достаточно оснований полагать, что, стремясь избежать наказания, Павлюченков может использовать имеющиеся у него навыки оперативной работы и личные связи в правоохранительных органах для того, чтобы оказать давление на очевидцев и свидетелей преступления», — сказал он.
Следователя поддержал прокурор Вячеслав Смирнов, известный своим участием в качестве одного из гособвинителей на процессе экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Он сообщил, что в материалах следствия имеются показания свидетелей, которые «обличают Павлюченкова в организации наблюдения за Политковской, подыскании оружия и передаче его исполнителю».
Прокурор обратил внимание суда на то, что заболевание, которым страдает Павлюченков, не включено в перечень заболеваний, утвержденный правительством РФ, с которыми подозреваемые и обвиняемые не могут содержаться в СИЗО.
Сам Павлюченков отнесся к решению вопроса об аресте с безразличием, оставив его «на усмотрение суда». Задержанный лишь заметил, что с 2007 года «общается со следствием» и с тех пор ни разу не воспользовался возможностью скрыться.
Пока ждали решения, приехавшая в суд мать задержанного Нелли Александровна не скрывала тревоги за сына: «У него судорожные припадки, в последний раз такой был в июне. Мне приходится вызывать «Скорую». Никто его не избавит от эпилепсии и гипертонии. А он уже три дня под стражей без лекарств». Она рассказала также, что выполнять интернациональный долг в Афганистане ее сын отправился добровольцем. «Его пытали, у него страшные ожоги, он почти не слышит и читает по губам», — добавила Нелли Павлюченкова, сказав, что образ, который нарисовали СМИ, «даже близко не соответствует правде».
Тамара Кучма, в свою очередь, заявила, что у ее подзащитного есть алиби. По ее словам, Павлюченков никак не мог заниматься организацией слежки за Политковской, так как с 25 сентября по 4 октября 2006 года находился в больнице после автомобильной аварии. «Тогда осколки стекла попали ему в лицо, он практически ослеп», — сказала адвокат.
Впрочем, доводы защиты не убедили судью Артура Карпова и он арестовал Павлюченкова до 26 октября.
Перед тем как арестованного увел конвой, Павлюченков сказал, что не будет оспаривать решение суда. Его адвокат не исключила подачи кассационной жалобы в Мосгорсуд
Мария Локотецкая БФМ.РУ