Германский федерализм и местное самоуправление в ФРГ

ФРГ – конституционная федерация, учрежденная на основе Конституции 1949 г.

Систему отношений Федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм, поскольку существует законодательно оформленное их сотрудничество между собой.

В состав ФРГ входят 16 земель, в том числе 3 города – Берлин, Гамбург и Бремен.

Основные принципы федеративного устройства ФРГ:

  1. конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства;
  2. на территории всей Федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни;
  3. все земли имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в Бундесрате;
  4. земли осуществляют государственные полномочия постольку, поскольку Конституция не устанавливает иного порядка;
  5. компетенция Федерации и земель разделена:
    • исключительная компетенция Федерации (внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязь);
    • конкурирующая компетенция;
    • компетенция земель;

    В принципе, принята презумпция компетенции земель - полномочия должны осуществляться прежде всего землями, если Основной закон Германии не устанавливает иное.

  6. Основной закон допускает возможность федерального принуждения, если земля не выполняет своих обязанностей;
  7. в соответствии с концепцией кооперативного федерализма все учреждения Федерации и земель должны оказывать друг другу правовую и административную помощь.


Земли делятся на округа (их более 50), округа – на районы и города, имеющие статус районов (в общей сложности их около 630), районы делятся на общины (многие города имеют статус общин). В мелких землях округов нет.

Положение и организация административно-территориальных единиц регулируются конституциями земель.

4 модели организации местного самоуправления и управления в общинах:

  1. южногерманская модель (в Баварии).

    Представительный орган – совет общины и исполнительный орган – бургомистр. Ведущая роль принадлежит совету;

    2) северогерманская модель (в земле Нижняя Саксония).

    Представительный орган (совет и др.), избранный населением, избирает директора общины и исполнительный комитет. Решающая роль также принадлежит совету;

    3) модель совет – бургомистр (земли Пфальц, Саар).

    Представительный орган избирается населением, бургомистр избирается представительным органом и является по должности его председателем. Бургомистр обладает значительными полномочиями;

    4) модель совет – магистратура (земля Гессен, земля-город Гамбург).

Представительный орган избирается населением, а исполнительным органом является коллективная магистратура, избираемая советом.

Важные вопросы решаются коллегиально, а бургомистр ведет в основном текущую работу по управлению.

Правовой надзор за деятельностью муниципальных органов осуществляет министерство внутренних дел, а также вышестоящие по подчиненности органы – окружные и районные управления различных министерств.

Есть и судебный контроль, осуществляемый административными судами.


  1. Конституционные права и свободы Германии
  2. Политические партии Германии
  3. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии