ФРГ – конституционная федерация, учрежденная на основе Конституции 1949 г.
Систему отношений Федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм, поскольку существует законодательно оформленное их сотрудничество между собой.
В состав ФРГ входят 16 земель, в том числе 3 города – Берлин, Гамбург и Бремен.
Основные принципы федеративного устройства ФРГ:
- конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства;
- на территории всей Федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни;
- все земли имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в Бундесрате;
- земли осуществляют государственные полномочия постольку, поскольку Конституция не устанавливает иного порядка;
- компетенция Федерации и земель разделена:
- исключительная компетенция Федерации (внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязь);
- конкурирующая компетенция;
- компетенция земель;
В принципе, принята презумпция компетенции земель - полномочия должны осуществляться прежде всего землями, если Основной закон Германии не устанавливает иное.
- исключительная компетенция Федерации (внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязь);
- Основной закон допускает возможность федерального принуждения, если земля не выполняет своих обязанностей;
- в соответствии с концепцией кооперативного федерализма все учреждения Федерации и земель должны оказывать друг другу правовую и административную помощь.
Земли делятся на округа (их более 50), округа – на районы и города, имеющие статус районов (в общей сложности их около 630), районы делятся на общины (многие города имеют статус общин). В мелких землях округов нет.
Положение и организация административно-территориальных единиц регулируются конституциями земель.
4 модели организации местного самоуправления и управления в общинах:
- южногерманская модель (в Баварии).
Представительный орган – совет общины и исполнительный орган – бургомистр. Ведущая роль принадлежит совету;
2) северогерманская модель (в земле Нижняя Саксония).Представительный орган (совет и др.), избранный населением, избирает директора общины и исполнительный комитет. Решающая роль также принадлежит совету;
3) модель совет – бургомистр (земли Пфальц, Саар).Представительный орган избирается населением, бургомистр избирается представительным органом и является по должности его председателем. Бургомистр обладает значительными полномочиями;
4) модель совет – магистратура (земля Гессен, земля-город Гамбург).
Представительный орган избирается населением, а исполнительным органом является коллективная магистратура, избираемая советом.
Важные вопросы решаются коллегиально, а бургомистр ведет в основном текущую работу по управлению.
Правовой надзор за деятельностью муниципальных органов осуществляет министерство внутренних дел, а также вышестоящие по подчиненности органы – окружные и районные управления различных министерств.
Есть и судебный контроль, осуществляемый административными судами.