20 лет лишения свободы — такое наказание назначил сегодня Мосгорсуд уроженцу Кабардино-Балкарии Аслану Черкесову. Ранее присяжные признали его виновным в убийстве болельщика «Спартака» Егора Свиридова. Пятерым выходцам из Дагенстана — участникам злополучной драке с друзьями погибшего — суд назначил по 5 лет колонии.
В Тверском суде несколькими часами позже был зачитан приговор по другому громкому делу — о беспорядках на Манежной площади, которые стали следствием убийства футбольного фаната. Пятерым подсудимым суд назначил наказание от двух до пяти с половиной лет.
Оглашение приговора Черкесову и его подельникам началось с опозданием на полчаса. Это время понадобилось для того, чтобы все смогли разместиться в зале суда, «забитом до отказа». Около двух десятков телекамер расположили на местах для присяжных. В суд приехало много журналистов из различных изданий, радио и ТВ. Впрочем, прежде всего внутрь запустили многочисленных родственников подсудимых. Во избежание инцидентов безопасность в суде обеспечивали не только приставы, но и бойцы спецназа. Они же были «приставлены» к гособвинителям Марии Семененко и Антону Щербакову.
Напомним, 28-летний Егор Свиридов был застрелен в ночь на 6 декабря из травматического пистолета. Это случилось во время массовой драки, в которой пострадали и четверо его друзей.
Обвинение в убийстве болельщика «Спартака» предъявили 27-летнему уроженцу Нальчика Аслану Черкесову. Вместе с ним на скамье подсудимых оказались пятеро выходцев из Дагестана: Рамазан Утарбиев, Акай Акаев, Артур Арсибаев, Нариман Исмаилов и Хасан Ибрагимов.
В ходе судебного процесса Черкесов не отрицал, что совершил убийство, но уверял, что не желал смерти Свиридову. По его версии, все произошло случайно, он просто испугался за свою жизнь, и при этом он даже не знал, что выстрел из «травматики» может стать роковым. Другие подсудимые также уверяли, что действовали из самообороны.
20 октября присяжные большинством голосом признали доказанной вину подсудимых. Они также пришли к выводу, что убийство Свиридова носило умышленный характер — эксперты констатировали, что Черкесов стрелял Свиридову в голову в упор, когда тот лежал на земле или сидел. Жюри решило, что подсудимые не заслуживают снисхождения.
На оглашение приговора у судьи Андрея Расновского ушло чуть больше 40 минут.
«Исправление возможно лишь в изоляции от общества»
Суд квалифицировал действия главного фигуранта как «убийство из хулиганских побуждений, совершенное группой лиц по предварительному сговору», «покушение на убийство», «хулиганство», «причинение легкого вреда здоровью» и «грабеж».
Зачитывая приговор, Андрей Расновский отметил, что друг Егора Свиридова Сергей Гаспарян, в которого стрелял Черкесов, чудом остался жив — потерпевший закрывался руками и уклонялся от выстрелов. Судья пришел к выводу, что нападавший желал и ему смерти, но гибель Гаспаряна не наступила по вышеназванным причинам, а также потому, что в пистолете у стрелявшего закончились патроны. Также Гаспаряну своевременно оказали медицинскую помощь. Убегая, Черкесов сорвал с плеча потерпевшего Дмитрия Филатова сумку.
Другие подсудимые были признаны виновными в хулиганстве и причинении легкого вреда здоровья. «Они причинили телесные повреждения потерпевшим в общественном месте, противопоставляя свое поведение окружающим и используя для нападения малозначительный повод», — констатировал судья.
Он отверг доводы адвокатов о том, что в действиях подсудимых отсутствовал состав преступления и предварительный сговор. «Эти доводы противоречат фактическим обстоятельствам вердикта, который суд не может ставить под сомнение», — сказал судья.
Расновский пришел к выводу, что «исправление подсудимых возможно лишь в условиях изоляции от общества». При назначении наказания он принял во внимание, что Черкесов положительно характеризовался по месту учебы в университете МЧС в Кабардино-Балкарии, а также по месту жительства. В качестве смягчающих обстоятельства суд учел наличие на иждивении у Аслана Черкесова дочери, которая родилась в этом году, когда он уже находился под арестом.
У других фигурантов дела суд не усмотрел ни смягчающих, ни отягчающих обстоятельств.
Судья дал подсудимым на три года меньше, чем просили прокуроры (они настаивали на 23 годах заключения для Черкесова и на 8 годах колонии для других подсудимых). Утарбиев, Акаев, Арсибаев, Исмаилов и Ибрагимов получили по 5 лет колонии. Черкесов должен отбывать срок в колонии строго режима, остальные — в колонии общего режима.
Приговор друзья потерпевших встретили аплодисментами. С родственниками же подсудимых случилась настоящая истерика. «Из наших детей сделали преступников! А мой сын просто дал сдачи. Из всех подсудимых он знал только Утарбиева, и провел в кафе меньше получаса, а ему приписали предварительный сговор!» — возмущалась мать Хасана Ибрагимова. Она назвала приговор «несправедливым» и призналась, что рассчитывала на срок в 2 года.
Прокуроров удовлетворил исход дела, они посчитали, что наказание «назначено с учетом всех обстоятельств».
Адвокат Аслана Черкесова Дмитрий Панков заявил, что намерен обжаловать приговор. Он пока не знает, будет ли оспаривать сам вердикт либо срок наказания. Решение будет принято после консультаций с его клиентом. На подачу жалобы закон отводит 10 дней. Панков признался BFM.ru, что ожидал сурового приговора суда. «Немного политическим было это дело. Это показательный процесс, они всегда проходят одиозно. Лидер государства высказал отношение только в отношении двух людей — Ходорковского и Черкесова».
Отметим, что убийство Егора Свиридова вызвало большой общественный резонанс и привело к массовым беспорядкам в 12 городах России. В частности, 11 декабря на Манежной площади в Москве собралось около 10 тысяч футбольных болельщиков и националистически настроенных граждан. Люди были возмущены тем, что обвиняемых в убийстве Свиридова вначале отпустили. Они скандировали экстремистские лозунги, жгли файеры, запускали петарды и пр. Это несанкционированное мероприятие завершилось столкновением с бойцами ОМОНа. Медицинская помощь в тот день потребовалась 36 гражданам.
За массовые беспорядки к ответу привлекли лишь пятерых. Это трое активистов незарегистрированной партии «Другая Россия» Игорь Березюк, Кирилл Унчук и Руслан Хубаев, а также преподаватель восточных единоборств детско-юношеской спортивной школы «Медведково» Леонид Панин и неработающий москвича Александр Козевин.
Наибольший объем обвинений был предъявлен Березюку. Ему инкриминировалось: «призывы к массовым беспорядкам» (часть 3-я статьи 212 УК РФ), «хулиганство» (часть 2-я статьи 213 УК РФ), «возбуждение национальной ненависти или вражды» (часть 1-я статьи 282 УК РФ), «применение насилия в отношении представителя власти» (часть 2-я статьи 318 УК РФ), «вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» (часть 4-я статьи 150 УК РФ).
Его соучастникам вменяли статьи 212 и 213 УК РФ, а также применение и угрозу применения насилия в отношении представителей власти (часть 2-я или часть 1-я статьи 318 УК)
Приговор с наручниками на руках
Прокурор требовал для подсудимых от 4-х до 8-ми лет заключения. Адвокаты прогнозировали суровое наказание суда. «Думаю им дадут по полной программе, чтобы уравновесить сроки с приговором по Черкесову», — заявил BFM.ru перед началом оглашения приговора адвокат Игоря Березюка Дмитрий Аграновский.
Однако приговор оказался неожиданно более мягким, чем ожидалось. Подсудимые получили от двух до пяти с половиной лет. Причем суд согласился далеко не со всеми обвинениями, которые были предъявлены фигурантам дела. Поскольку в прениях гособвинитель посчитал излишне вмененной статью «хулиганство», то судьи прекратили дело в этой части. Кроме того, они оправдали Игоря Березюка по статьям 282 и 150, посчитав, что они не подтверждаются «объективными доказательствами», а Кирилла Унчука — по статье 212 УК.
Но все же Березюк получил больше всех — 5,5 года колонии. Хубаев был осужден на 4 года, Унчук — на 3, а Александр Козевин — на 2,5 года. Наименьшее наказание — 2 года — суд назначил Леониду Панину. Он единственный, кто в суде признал вину и извинился перед сотрудниками ОМОНа.
Приговор подсудимые выслушали с надетыми наручниками — их так и не сняли, когда арестованных завели в клетку.
Адвокаты заявили, что намерены обжаловать принятое решение в Мосгорсуде. Дмитрий Аграновский в очередной раз заявил, что дело являлось политическим: «Ничего удивительного, что за все назначили ответственными представителей оппозиционной молодежи». Защитник Кирилла Унчука Алексей Орлов продолжал настаивать, что вина его подзащитного не доказана, а никаких массовых беспорядков вообще не было. «Это было несанкционированное массовое собрание», — утверждает он. Защитник Руслана Хубаева Евгений Архипов сказал BFM.ru, что приговор оказался «не так суров благодаря общественной поддержке — власть просто побоялась выносить более жестокое наказание».
А приехавший поддержать подсудимых лидер «Другой России» Эдуард Лимонов назвал приговор «палаческим». «Я 3,5 часа смотрел в суде фото и видео событий на Манежной и у меня создалось совершенно четкое впечатление, что людей спровоцировали на сопротивлению ОМОНу, который вел себя агрессивно, — сказал он BFM.ru. — Там были совершенно жуткие сцены — лежачих на земле людей били, волокли по заснеженном асфальту. И людям, которые пытались хотя бы подставить руку под милицейскую дубинку, влепили такие сроки. Это возможно только в стране, в которой беззаконие достигло гротеска».
Прокурор не смог выйти «сухим из воды»
Надо сказать, что покинуть здание суда активистам «Другой России» без скандала не удалось. Все произошло уже на улице, куда прокурор Алексей Смирнов вышел, чтобы прокомментировать наказание. Как только он встал перед камерами, его облил водой активист «Другой России» Михаил Путенихин. Последний известен тем, что вместе с Кириллом Унчуком получил условный срок за проникновение в 2008 году в общественную приемную МИДа.
У здания суда возникла потасовка — соратники попытались предотвратить задержание хулигана ОМОНом, но в результате в милицейский автозак отправилось 11 человек, сочувствовавших злоумышленнику.
Позже стало известно, что гособвинитель обратился с заявлением в Следственный отдел по Тверскому району Москвы о совершенном в отношении него преступлении и возбуждении уголовного дела. В заявлении Смирнов указал, что нападавший ему угрожал, выкрикнув «Смерть прокурору», хотя репортеры услышали другое: «Не забудем, не простим».
По мнению защитников осужденных, не исключено, что Путенихину вменят «угрозу применения насилия представителю власти» (часть 1-я статьи 318 УК). Она предполагает до 5 лет лишения свободы. Адвокаты заверили, что им не было известно о том, что готовится хулиганская выходк, и даже посочувствовали прокурору. «Наши подзащитные не имеют к этому никакого отношения, а Алексей Смирнов вел себя в процессе корректно. Лично я это действо в отношении него осуждаю», — прокомментировал случившееся Дмитрий Аграновский - Мария Локотецкая БФМ.РУ