Государственный контроль за деятельностью корпораций

Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других характерных особенностей.

Меры административно-правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного, однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно-правового регулирования, как:

  1. Регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности;
  2. Целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства направлениях;
  3. Антимонопольное регулирование;


Важным условием становления российского предпринимательства является существование таких факторов, как рынок капиталов, рынок инвестиционных товаров и рынок труда.

К основным, то есть приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят:

  1. Антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;
  2. Валютные ограничения в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле";
  3. Регулирование тарифов и цен в основном на продукцию и услуги естественных монополий;
  4. Патентное законодательство;
  5. Защиту прав потребителя;
  6. Государственные контракты;
  7. Экспорт товаров и технологий двойного назначения;
  8. Государственное содействие частному предпринимательству;

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности - конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов.

Этой главной цели подчинен ряд первоочередных задач:

  1. Обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  2. Формирование государственного бюджета;
  3. Защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;
  4. Обеспечение занятости населения;
  5. Обеспечение безопасности и обороны страны;
  6. Реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;
  7. Соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования;

Субъекты предпринимательской деятельности нуждаются в создании для них дополнительных благоприятных условий и более широкой помощи государственных структур - формирование нормативно-правовой базы, финансово-кредитные, инновационные средства, информационное обеспечение, тем самым создается государственный режим благоприятствования для всех фаз деятельности малого бизнеса.

В литературе выделяются группы методов регулирования экономики, в первую группу можно включить методы и способы общенормативного регулирования - введение общих правил, установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур, определение порядка их деятельности.

Во вторую группу входят программно-установочные способы - целевые программы, тематические планы, концепции, функциональные правила (режимы), схемы управления, схемы градостроительного планирования развития территорий, генпланы городов, земельный кадастр.

К третьей группе относятся легализующие средства - лицензирование, аккредитация, сертификация.

В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения - стандарты, квоты, цены, тарифы, нормативы, лимиты, налоги (сборы), плата, ставки (таможенные пошлины).

В пятую группу входят способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирования - кредиты, льготы, отсрочки, дотации, субсидии, трансферты, надбавки, поощрение, госзаказ, госзакупки.

В шестую группу включаются контрольно-учетные и запретные способы - учет, статистическая отчетность, проверки и иные формы контроля, запреты, ограничения, предписания, санкции (штрафы), лишение легальности (приостановление, признание недействительными сделок, действий, актов).

Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности.

Одна из них - запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.

В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования сверху, доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.

Предприниматели все больше ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними, однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.


  1. Понятие корпорации и правосубъектность корпораций
  2. Виды корпораций и их общая характеристика
  3. Корпоративные нормы как форма регулирования общественных отношений

Комментариев нет:

Отправить комментарий