Вельский городской суд Архангельской области в среду отказал Платону Лебедеву в условно-досрочном освобождении (УДО). Деловой партнер Михаила Ходорковского отбыл восемь из 13 лет, которые ему были назначены за хищения нефти и отмывание преступных доходов. Однако суд решил, что тот еще не доказал, что исправился.
Рассмотрение ходатайства об УДО заняло два дня. В оглашенном около девяти часов вечера решении судья Николай Распопов указал, что «цели назначенного двумя приговорами московских судов наказания Лебедев еще не достиг».
Формальной причиной отказа в досрочном освобождении бизнесмена стало то, что суд «не обнаружил подтверждения вступления в силу решения о погашении Лебедевым ранее заявленных исков», о чем в ходе заседания сообщали адвокаты.
Доводы администрации вельской колонии № 14, возражавшей против освобождения заключенного, по сути сводились к двум нарушениям режима. Их зафиксировали почти сразу после того, как в июне в эту колонию доставили Платона Лебедева.
Первое нарушение касалось утери лагерной робы — она пропала 30 июня, когда Лебедева возили в Архангельский областной суд для участия в заседании Мосгорсуда по вопросу правомерности продления ему срока ареста в ходе судебного процесса в Хамовническом суде Москвы. Стоимость казенной одежды (чуть больше тысячи рублей) Лебедев возместил. В этом случае до взыскания дело не дошло — администрация колонии ограничилась беседой.
А 6 июля осужденный получил устный выговор. Взыскание было наложено за то, что Лебедев обратился к сотруднику исправительного учреждения по имени-отчеству, но на «ты». Из представленных бумаг следовало, что инцидент произошел 1 июля после того, как Лебедев «покинул строй и был обнаружен курящим». Его вызвали к дежурному для проведения беседы, где заключенный повел себя некорректно. Обращаясь к капитану внутренней службы, Лебедев спросил: «Когда ты, Сергей Леонидович, зашел в локальный участок?»
Лебедев отрицал случившееся и обвинил сотрудников колонии во лжи. Представленный в среду ИК-14 акт о том, как было наложено взыскание, суд вначале не принял из-за нарушений при оформлении бумаг — на них отсутствовали печати. Однако представители колонии «подсуетились» и устранили недостатки. В итоге судья приобщил документы к материалам дела, несмотря на возражения защиты. Адвокаты упрекнули судью Николая Распопова в том, что тот изменил свою позицию «под влиянием внешних факторов, а не по внутреннему убеждению».
Три причины
Представители прокуратуры (в деле участвовали два прокурора) также возражали против досрочного освобождения Лебедева. Высказавший общую позицию прокурор Вельского района Сергей Семенов заявил, что «в ходе судебного заседания не было получено сведений, подтверждающих, что Лебедев не нуждается в дальнейшем отбывании наказания».
Семенов упомянул нарушения, допущенные Лебедевым как в вельской колонии, так и в ходе всего срока нахождения под стражей. (Всего с 2003-го года их было больше 20-ти, но, по закону, они считаются снятыми за давностью лет.) Он также добавил, что, по данным администрации колонии № 14, осужденный не погашал ущерб по искам потерпевших.
Семенов расспросил Лебедева о доходах, которые тот получал, возглавляя различные международные компании. Лебедев признался, что его зарплата составляла «миллион долларов в год». «Тогда почему вы не возместили ущерб?» — потребовал ответа прокурор. На что осужденный сказал, что все деньги на его счетах и имущество были арестованы. «Как я могу распоряжаться арестованными средствами? Вы на что меня толкаете», — парировал бизнесмен.
Лебедев просил отпустить его на свободу по трем причинам. Он заявил, что считает недопустимым наличие в третьем тысячелетии в России политических заключенных, к которым причисляет себя. «Ваша честь, вам предоставляется шанс это исправить», — обратился он к судье. Лебедев также упомянул, что ему требуется лечение и что в нем нуждается семья.
«Я уже девятый год лишен свободы и возможности быть мужем, отцом и дедом. Это огромный срок. Это срок больше, чем две Великие Отечественные войны вместе взятые», — заключил бизнесмен.
Пробыв в совещательной комнате около трех с половиной часов часов, судья Николай Распопов поддержал позицию администрации колонии и прокуратуры. Его решение гласило: отказать в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении.
При этом суд не стал принимать во внимание заявленные колонией документы о нарушениях, которые Лебедев совершил с момента прибытия в вельскую колонию.
Достойные УДО
Отметим, в отличие от осужденного за экономические преступления Платона Лебедева, суды довольно часто досрочно отпускают на свободу уголовников.
В конце 2008 года в Удмуртии в поселке Кеза ранее судимый наркоман совершил двойное убийство матери и дочери, чтобы достать денег на дозу. Он зарубил своих жертв топором, сообщает интернет-издание pravda.ru. 28-летний злоумышленник уже имел несколько судимостей и недавно вернулся из мест заключения, получив условно-досрочное освобождение.
По данным газеты «Комсомольская правда», в прошлом году в Магнитогорске досрочно вышли на волю несколько рецидивистов. В их числе некий Чугунов (фамилия изменена). Этот человек отсидел всего семь лет за изнасилование и убийство женщины на глазах ее сына, которого потом тоже зарезал как свидетеля. За примерное поведение его выпустили на два года раньше срока (убийце дали 9,5 лет, так как он совершил преступление в несовершеннолетнем возрасте). Оказавшись на свободе, Чугунов раздобыл обрез и занялся грабежами. На его счету больше десятка разбойных нападений.
Организатор магнитогорской бандитской группировки Власов также оказался на свободе, хотя в свое время был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. По сведениям издания, нашумевшие своей жестокостью «власовцы» в 1990-х совершили 43 преступления, в том числе 11 убийств. Так как в 1999 году Россия подписала мораторий на смертную казнь, Власову заменили расстрел 15-ю годами лишения свободы. А в 2000-м году его освободили по УДО, почти на пять лет раньше установленного срока. Власов уехал в Астрахань, где совершил четыре тяжких преступления, за которые сейчас отбывает новый срок.
В апреле этого года в больнице Буденовска Ставропольского края 23-летний местный житель изнасиловал 9-летнюю девочку. Оказалось, что он был раньше судим за аналогичное преступление и в августе 2010 года освободился условно-досрочно.
Примеры можно приводить еще долго. По всей видимости, во всех перечисленных случаях уголовники примерно вели себя на зоне, охраняли от посягательств лагерную одежду и, главное, были учтивы с гражданами начальниками и охранниками. Все они, конечно же, стали на путь исправления.
Ожидаемое решение
Адвокаты Платона Лебедева рассказали BFM.ru, что ожидали неблагоприятного исхода. Они считают, что в случае с их клиентом суды руководствуются не нормами права, а указаниями свыше. «Солидарность действий суда, прокуратуры и колонии наводят нас на мысль о том, что во время обеденного перерыва судья принял не только пищу, но и ценные указания», — сказал BFM.ru адвокат осужденного Константин Ривкин. Защитники заявили, что намерены обжаловать принятое решение в Архангельском областном суде.
Напомним, арестованные в 2003 году экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и руководитель Международного объединения «Менатеп» должны освободиться в 2016 году. По приговору Хамовнического суда Москвы они получили 13-лет лишения свободы за хищение более 200 млн тонн нефти и отмывание преступных доходов по второму «делу ЮКОСа». Бизнесмены отрицают вину и считают, что были осуждены по политическим мотивам. Оба уже отсидели больше половины срока и ходатайствовали об УДО. Дело Ходорковского, отбывающего срок в Карелии, пока не назначено к рассмотрению. До этого в 2008 году экс-глава ЮКОСа уже ходатайствовал об УДО, но суд ему отказал. БФМ.РУ