Правотворчество – государственно – властная, управленческая деятельность компетентных органов, которая осуществляется в особом порядке, направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм и основана на порядке обеспечения социальных потребностей и интересов общества.
Признаки правотворчества:
- Управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение определенных и имеющих повышенное общественное значение отношений;
 - Государственно – властная деятельность, являющаяся монополией государства и одной из проявлений его суверенитета;
 - Интеллектуально – волевая (познавательная и ценностно–ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;
 - Регламентируемая законом процедурная деятельность, в которой определяются перечень субъектов правотворчества и их полномочия, последовательность и содержание их правотворческих действий;
 - Правотворчество выражается в создании, изменении, отмене или систематизации юридических норм, а иногда и в изменении сферы и объема действия уже существующих норм деятельности;
 
- Обновление нормативной базы;
 - Восполнение пробелов в праве;
 - Упорядочение и систематизация нормативных актов;
 
- Народное правотворчество, то есть непосредственная правотворческая деятельность народа, выражающаяся в проведении общегосударственного или местного референдумов, которые проводятся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;
 - Правотворчество государственных органов, то есть прямое установление правовых норм органами государства, которая состоит из правотворчества:     
- Высших представительных и исполнительных органов, осуществляемое на уровне государства в целом;
 - Региональных представительных и исполнительных органов на уровне субъектов РФ;
 - Локальных органов на уровне предприятий и учреждений;
 - Судебных органов;
 
 - Санкционированное правотворчество, осуществляемое негосударственными организациями, объединениями и движениями и выражается в правотворчестве органов местного самоуправления, коммерческих, акционерных, производственных организаций и товариществ, а также профессиональных и политических организаций;
 - Производное и комплексное правотворчество, выражающееся в санкционировании государством обычаев, в совместном правотворчестве государственных органов и негосударственных организаций и движений;
 
- Законотворчество;
 - Делегированное правотворчество;
 - Подзаконное правотворчество;
 
- Демократизм и гласность, проявляющиеся в демократической процедуре разработки, официальном утверждении, принятии нормативных правовых актов; широком привлечении граждан к правотворческой деятельности, а также гласности при ее осуществлении;
 - Законность, которая заключается в том, что вся правотворческая деятельность по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должна осуществляться в рамках и на основании законов и в соответствии с правилами юридической техники, формы и процедуры принятия этих актов;
 - Научность, которая проявляется в том, что при разработке и издании нормативного правового акта должны изучаться сложившаяся социально – экономическая ситуация в стране, потребности общества, опыт и научные доктрины, а также должны просчитываться последствия принятия этого нормативного правового акта, возможности достижения поставленных целей и место этого акта в системе права в целом;
 - Национальное равноправие, проявляющееся в предоставлении реальной возможности всем нациям и народностям государства на равных правах участвовать в процессах формирования правотворческого органа, подготовки и издании нормативного правового акта;
 - Системность, проявляющаяся в помещении нормативного правового акта в систему всех юридических актов и в недопущении повторений, коллизий и рассогласования с другими актами;
 - Профессионализм, который заключается в привлечении к правотворческой деятельности компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в этой области;
 
Правотворчество – деятельность, которая осуществляется в течение определенного времени и в определенной последовательности.
Стадии правотворческого процесса:
- Подготовка проекта нормативного акта или подготовительная стадия, осуществляемая в процессе:     
- Принятия решения о подготовке проекта нормативного акта;
 - Формирования рабочей группы и разработки концепции проекта нормативного акта;
 - Подготовки текста проекта нормативного акта;
 - Предварительного обсуждения проекта нормативного акта;
 - Согласования содержания проекта нормативного акта с различными организациями;
 - Предварительного утверждения проекта нормативного акта;
 
 - Официальное принятие проекта нормативного акта или заключительная стадия, осуществляемая в процессе:     
- Внесения проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;
 - Обсуждения проекта нормативного акта;
 - Принятия и подписания проекта нормативного акта;
 - Официального опубликования нормативного акта;
 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий