Конституционный контроль (надзор) – деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений.
Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. (дело У. Мэрбюри против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, после Первой мировой войны возникла европейская модель конституционного контроля.
Сформировались две модели конституционного контроля - американская и европейская.
По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия).
По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными (Конституционный трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный совет во Франции) органами конституционного контроля.
Основные виды конституционного контроля:
По времени осуществления:
- предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона);
- последующий (проводится в отношении действующих актов);
- а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган);
- внешний (проводит другой орган);
- консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий);
- постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);
- обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле);
- факультативный (при наличии соответствующей инициативы);
- абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом);
- конкретный (анализ в связи с конкретным делом);
- полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией);
- частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения);
- формальный (с точки зрения соблюдения требуемой формы акта, процедуры и того, относится ли вопрос к компетенции издавшего органа);
- материальный (с точки зрения содержания акта);
- имеющий обратную силу;
- не имеющий обратной силы и действующий на будущее.
- органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды);
- органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для них именно конституционный контроль является основным направлением деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы).