Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах и его виды

Конституционный контроль (надзор) – деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений.

Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. (дело У. Мэрбюри против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, после Первой мировой войны возникла европейская модель конституционного контроля.

Сформировались две модели конституционного контроля - американская и европейская.

По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия).

По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными (Конституционный трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный совет во Франции) органами конституционного контроля.

Основные виды конституционного контроля:

По времени осуществления:

  1. предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона);
  2. последующий (проводится в отношении действующих актов);


По месту осуществления:
  1. а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган);
  2. внешний (проводит другой орган);


По правовым последствиям:
  1. консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий);
  2. постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);
По обязательности проведения:
  1. обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле);
  2. факультативный (при наличии соответствующей инициативы);


По форме:
  1. абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом);
  2. конкретный (анализ в связи с конкретным делом);


По объему:
  1. полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией);
  2. частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения);


По содержанию:
  1. формальный (с точки зрения соблюдения требуемой формы акта, процедуры и того, относится ли вопрос к компетенции издавшего органа);
  2. материальный (с точки зрения содержания акта);


С точки зрения придания акту обратной силы:
  1. имеющий обратную силу;
  2. не имеющий обратной силы и действующий на будущее.
Органы конституционного контроля можно разбить на 2 группы:
  1. органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды);
  2. органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для них именно конституционный контроль является основным направлением деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы).

  1. Предмет и источники конституционного права зарубежных стран
  2. Понятие и виды конституции зарубежных стран
  3. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах