Действие нормативно - правовых актов

Действие нормативно-правового акта - динамическая характеристика процесса реализации предписаний нормативно-правовых актов, складывающаяся из совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на результативное воздействие нормативно-правового акта, на урегулированные им общественные отношения.

Как правило, действие нормативно-правовых актов рассматривается применительно к хронологи-ческой, пространственной и субъектной сферам (действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц).

Действие нормативно-правового акта во времени предполагает сохранение юридической силы нормативно-правового акта в течение определенного промежутка времени.

Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое состояние, включающее в себя:

  1. Момент вступления акта в законную силу;
  2. Период, в течение которого нормативно-правовой акт используется для реализации регулятивно-охранительных функций права;
  3. Момент утраты нормативно правовым актом юридической силы;
  4. Направленность действия нормативно-правового акта во времени (перспективное и ретроспективное действие);
В России нормативно-правовые акты вступают в силу:
  1. С момента, указанного в тексте акта (календарной даты - УК РФ вступил в юридическую силу с 1.01.97; момента принятия ~ Конституция РФ; момента подписания; момента опубликования);
  2. В случае, если в тексте нормативно-правового акта нет указания на то, с какого момента он вступает в юридическую силу, этот момент оп¬ределяется по общему принципу;

В РФ законы и другие нормативно-правовые акты высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно – правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального обнародования.

Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативно-правовых актов происходит в результате:
  1. Истечения срока, на который был принят юридический документ (годовой бюджет страны, обладающий юридической силой Федерального закона, утрачивает юридическую силу по истечении календарного года);
  2. Объявления об утрате им юридической силы (в частности в разделе «Заключительные и переходные положения Конституции России» закрепляется положение о том, что День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации, Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона), принятой 12 апреля 1978 г.);
  3. Признания нормативно-правового акта противоправным (анти-конституционным) по решению суда;


В отличие от вышеперечисленных обстоятельств, обусловливающих утрату нормативно-правовым актом юридической силы, однако не влияющих на юридические последствия, наступившие в период действия этого акта, признанный противоправным (антиконституционным) нормативно-правовой акт считается юридически ничтожным, т.е. утратившим юридическую силу с момента принятия, при этом лица, пострадавшие вследствие применения к ним этого акта, имеют право требовать от государства соответствующей компенсации.

По направленности действия во времени нормативно-правовые акты, как правило, являются перспективными, т.е. их действие распространяется только на те отношения, которые возникли после приобретения тем или иным нормативно-правовым актом юридической силы.

Вместе с тем, достаточно часто встречается указание на возможность ретроспективного действия нормативно - правового акта - обратную силу закона.

Обратная сила закона - это распространение юридической силы вступившего в действие нормативно-правового акта на период, предшествовавший его принятию.

Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу так называемых общеправовых принципов, сложившихся в ходе социально-правовой эволюции и воспроизведенных в международных декларациях и пактах о правах человека и гражданина.

Так, например, Всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено».

Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, в частности, ст, 54 гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением».

Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой, так, в Конституции России говорится о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 ч. 2).

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает установление пространственных масштабов, в рамках которых нормативно - правовые акты могут быть реализованы.

По действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть общегосударственными (действующими на всей территории государства), peгиональными (действующими на территории субъекта), местными (действующими на территории муниципального образования), локальными (действующими в пределах учреждения - ИТУ, воинской части)

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.

Круг лиц, подпадающих под правовое воздействие того или иного норматив но-правового акта, определяется правовым статусом соответствующих субъектов, таким образом, основным критерием, положенным в основу классификации нормативно - правовых актов, выступает правовой статус субъектов.

В соответствии с данным критерием действие нормативно-правовых актов распространяется на субъектов в зависимости от таких факторов, как характер политико-правовой связи субъекта с государством.

По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на:

  1. Акты, действующие в отношении всех лиц, находящихся на территории государства (Конституция РФ);
  2. Акты, действующие только в отношении граждан (подданных) данного государства (Закон «О выборах Президента РФ»);
  3. Акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон «О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства»);

Профессиональное положение - По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении субъектов, обладающих различным специальным (профессиональным) правовым статусом - Военнослужащих, Сотрудников ОВД, Врачей, Работников сферы образования.

Социальное положение - В соответствии с данным критерием, действие соответствующих нормативно-правовых актов распространяется на субъектов, обладающих особым социальным статусом - пенсионеров, инвалидов, сирот.

Место жительства (Домицилий)- По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении лиц, постоянно проживающих на данной территории, лиц, временно проживающих на данной территории - вынужденных переселенцев, беженцев, командированных.

Рассматривая вопрос о действии нормативно-правовых актов по кругу лиц, в ряде случаев необходимо учитывать такой фактор, как наличие у субъекта права юридического иммунитета.

В юридической науке термин «иммунитет» означает привилегию, связанную с полным или частичным освобождением носителя иммунитета от юридической ответственности, предусмотренной санкциями норм различных отраслей права.

Видами юридического иммунитета являются:

  1. Абсолютный;
  2. Дипломатический;
  3. Профессиональный;
  4. Функциональный;

Абсолютным иммунитетом обладает лишь царствующий монарх, юридическая безответственность которого в абсолютной монархии объясняется божественным благословлением на царствование и, в силу этого, ответственности за свои действия только перед Богом.

Что же касается иммунитета монарха в условиях парламентской монархии, то наличие данной льготы объясняется символичностью королевской власти, будучи фактически отстраненным от участия в процессе выработки и принятия властных решений, монарх, естественно, не несет юридической ответственности за их последствия.

Дипломатическим (посольским) иммунитетом обладают полномочные представители государства в заграничных странах, обладание дипломатическим иммунитетом, предполагает «выведение» соответствующего субъекта за рамки юрисдикции государства пребывания, при совершении правонарушения, не совместимого с режимом законности данного государства, дипломату может быть предписано в течение 24 часов покинуть его территорию.


  1. Действие нормативно - правовых актов во времени
  2. Нормативно - правовой акт как источник права
  3. Основания деления норм права на отрасли