Действие нормативно-правового акта - динамическая характеристика процесса реализации предписаний нормативно-правовых актов, складывающаяся из совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на результативное воздействие нормативно-правового акта, на урегулированные им общественные отношения.
Как правило, действие нормативно-правовых актов рассматривается применительно к хронологи-ческой, пространственной и субъектной сферам (действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц).
Действие нормативно-правового акта во времени предполагает сохранение юридической силы нормативно-правового акта в течение определенного промежутка времени.
Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое состояние, включающее в себя:
- Момент вступления акта в законную силу;
- Период, в течение которого нормативно-правовой акт используется для реализации регулятивно-охранительных функций права;
- Момент утраты нормативно правовым актом юридической силы;
- Направленность действия нормативно-правового акта во времени (перспективное и ретроспективное действие);
- С момента, указанного в тексте акта (календарной даты - УК РФ вступил в юридическую силу с 1.01.97; момента принятия ~ Конституция РФ; момента подписания; момента опубликования);
- В случае, если в тексте нормативно-правового акта нет указания на то, с какого момента он вступает в юридическую силу, этот момент оп¬ределяется по общему принципу;
В РФ законы и другие нормативно-правовые акты высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.
Нормативно – правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального обнародования.
Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.
Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Прекращение действия нормативно-правовых актов происходит в результате:- Истечения срока, на который был принят юридический документ (годовой бюджет страны, обладающий юридической силой Федерального закона, утрачивает юридическую силу по истечении календарного года);
- Объявления об утрате им юридической силы (в частности в разделе «Заключительные и переходные положения Конституции России» закрепляется положение о том, что День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации, Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона), принятой 12 апреля 1978 г.);
- Признания нормативно-правового акта противоправным (анти-конституционным) по решению суда;
В отличие от вышеперечисленных обстоятельств, обусловливающих утрату нормативно-правовым актом юридической силы, однако не влияющих на юридические последствия, наступившие в период действия этого акта, признанный противоправным (антиконституционным) нормативно-правовой акт считается юридически ничтожным, т.е. утратившим юридическую силу с момента принятия, при этом лица, пострадавшие вследствие применения к ним этого акта, имеют право требовать от государства соответствующей компенсации.
По направленности действия во времени нормативно-правовые акты, как правило, являются перспективными, т.е. их действие распространяется только на те отношения, которые возникли после приобретения тем или иным нормативно-правовым актом юридической силы.
Вместе с тем, достаточно часто встречается указание на возможность ретроспективного действия нормативно - правового акта - обратную силу закона.
Обратная сила закона - это распространение юридической силы вступившего в действие нормативно-правового акта на период, предшествовавший его принятию.
Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу так называемых общеправовых принципов, сложившихся в ходе социально-правовой эволюции и воспроизведенных в международных декларациях и пактах о правах человека и гражданина.
Так, например, Всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено».
Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, в частности, ст, 54 гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением».
Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой, так, в Конституции России говорится о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 ч. 2).
Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает установление пространственных масштабов, в рамках которых нормативно - правовые акты могут быть реализованы.
По действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть общегосударственными (действующими на всей территории государства), peгиональными (действующими на территории субъекта), местными (действующими на территории муниципального образования), локальными (действующими в пределах учреждения - ИТУ, воинской части)
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой.
Круг лиц, подпадающих под правовое воздействие того или иного норматив но-правового акта, определяется правовым статусом соответствующих субъектов, таким образом, основным критерием, положенным в основу классификации нормативно - правовых актов, выступает правовой статус субъектов.
В соответствии с данным критерием действие нормативно-правовых актов распространяется на субъектов в зависимости от таких факторов, как характер политико-правовой связи субъекта с государством.
По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на:
- Акты, действующие в отношении всех лиц, находящихся на территории государства (Конституция РФ);
- Акты, действующие только в отношении граждан (подданных) данного государства (Закон «О выборах Президента РФ»);
- Акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон «О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства»);
Профессиональное положение - По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении субъектов, обладающих различным специальным (профессиональным) правовым статусом - Военнослужащих, Сотрудников ОВД, Врачей, Работников сферы образования.
Социальное положение - В соответствии с данным критерием, действие соответствующих нормативно-правовых актов распространяется на субъектов, обладающих особым социальным статусом - пенсионеров, инвалидов, сирот.
Место жительства (Домицилий)- По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении лиц, постоянно проживающих на данной территории, лиц, временно проживающих на данной территории - вынужденных переселенцев, беженцев, командированных.
Рассматривая вопрос о действии нормативно-правовых актов по кругу лиц, в ряде случаев необходимо учитывать такой фактор, как наличие у субъекта права юридического иммунитета.
В юридической науке термин «иммунитет» означает привилегию, связанную с полным или частичным освобождением носителя иммунитета от юридической ответственности, предусмотренной санкциями норм различных отраслей права.
Видами юридического иммунитета являются:
- Абсолютный;
- Дипломатический;
- Профессиональный;
- Функциональный;
Абсолютным иммунитетом обладает лишь царствующий монарх, юридическая безответственность которого в абсолютной монархии объясняется божественным благословлением на царствование и, в силу этого, ответственности за свои действия только перед Богом.
Что же касается иммунитета монарха в условиях парламентской монархии, то наличие данной льготы объясняется символичностью королевской власти, будучи фактически отстраненным от участия в процессе выработки и принятия властных решений, монарх, естественно, не несет юридической ответственности за их последствия.
Дипломатическим (посольским) иммунитетом обладают полномочные представители государства в заграничных странах, обладание дипломатическим иммунитетом, предполагает «выведение» соответствующего субъекта за рамки юрисдикции государства пребывания, при совершении правонарушения, не совместимого с режимом законности данного государства, дипломату может быть предписано в течение 24 часов покинуть его территорию.