Вступила в силу первая часть закона «О национальной платежной системе»

Вступила в силу первая часть закона «О национальной платежной системе», регулирующая правила электронных платежей. Теперь банк обязан возмещать клиенту ущерб за несанкционированные операции. Причем на клиента распространяется презумпция невиновности

Первая часть закона «О национальной платежной системе» (НПС), подписанного президентом Медведевым 27 июня этого года, вступила в силу в четверг. Некоторые его статьи заработают позже.

Новые нормы закона об НПС призваны регулировать порядок электронных платежей: к ним, в частности, относятся операции с пластиковыми картами, использование электронных кошельков и услуги платежных терминалов.

Закон об НПС устанавливает правовые и организационные параметры национальной платежной системы, регулирует порядок оказания услуг в рамках НПС, в том числе порядок перевода денег, использования электронных средств платежа, а также деятельность субъектов национальной платежной системы.

Надзор за функционированием национальной платежной системы будет осуществлять Банк России.

По новым правилам кредитная организация обязана извещать клиента обо всех рисках, связанных с использованием электронного средства платежа, а также о каждой совершенной операции.

«Кредитные организации на практике всегда уведомляют своих клиентов о рисках, связанных с электронными средствами платежа, хотя это не являлось обязательным условием предоставления услуг с точки зрения законодательства», — отмечает директор по развитию бизнеса ФГ БКС Станислав Хализов.

При этом он отмечает, что изменения в законодательстве, прежде всего, важны для потребителей. «Новые нормы позволят им более внимательно относиться к электронным платежам, вероятно, это будет способствовать повышению общей финансовой грамотности населения», — отмечает Хализов.

Хорошая новость в том, что теперь клиент сможет требовать от банка возмещения ущерба по несанкционированным операциям.

«До вступления в силу нового закона в случае несанкционированной операции по счету клиент банка сам нес ответственность за свои деньги. Например, при утрате пластиковой карты и совершении платежа по ней третьим лицом до момента уведомления банка о пропаже. А если со счетом что-то происходило уже после уведомления, то ответственность брала на себя кредитная организация, — говорит заместитель начальника юридического департамента банка «Открытие» Сергей Массарский. — Теперь же банк будет обязан доказывать, что клиент нарушил правила пользования пластиковой картой, даже если последний вообще забыл уведомить банк о пропаже карты. Это приведет к дополнительным расходам банков».

Без вины виноватые

Сергей Массарский обращает внимание на тот факт, что в соответствии с новым законом банкам придется нести ответственность и в тех случаях, когда ни клиент, ни банк не виноваты. В качестве иллюстрации он приводит такой пример: «Сейчас многие активно пользуются системой банк – клиент через Интернет. Каждая кредитная организация выдает своему клиенту электронные ключи доступа, которые человек вводит в систему при обращении к своему счету. Если компьютер пользователя заражен вредоносным вирусом, и троянская программа уже похитила все ключи, клиент не знает об этом до тех пор, пока не замечает списания денег со своего счета. В этом случае нет вины клиента, потому что он не знает о взломе. Нет вины банка — он не уведомлен клиентом о том, что доступ к его счету нужно перекрыть».

По мнению эксперта, доказательство вины клиента не является задачей банка. «Никто не наделял кредитные организации полномочиями следователей, а это значит, банкам придется делать несвойственную им работу. Таким образом, новые положения закона могут осложнить отношения банка и клиента в конфликтной ситуации», — уверен он.

«Что касается операторов электронных денег, которых в первую очередь касаются вступившие в силу 29 сентября статьи закона о НПС, то у них, возможно, возникнут трудности из-за необходимости изменения своего статуса и получения специальных лицензий Банка России, что потребует со стороны этих компаний и усилий, и времени на реорганизацию, и, конечно, дополнительных материальных затрат», — считает Хализов БФМ.РУ