Генеральная прокуратура стала инициатором создания межведомственного плана по противодействию преступлениям в сфере госзакупок. К борьбе с коррупцией будут привлечены Следственный комитет РФ, МВД, ФСБ, Росфинмониторинг, налоговая и антимонопольная службы.
План предусматривает проведение проверок в 2011-2012 годах, а также ряда мероприятий по противодействию финансовым операциям, направленным на вывод денег « в тень». Он ставит целью пресечение воровства бюджетных средств при госзакупках. Кроме того, Генпрокуратура собирается проверить законность принятых в 2008-2011 годах решений о прекращении и приостановлении уголовных дел, об отказе в их возбуждении.
«Объединение усилий сразу нескольких ведомств в борьбе с коррупцией при госзакупках может привести к действительному снижению преступлений в секторе госзаказа», — полагает председатель совета директоров Межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро. Но он опасается, что подобные планы — не более чем предвыборные лозунги, которые приведут к нескольким показательным процессам.
Об объемах финансовых операций профильных ведомств, которые необходимо проверять, можно судить по статистике Росфинмониторинга (это ведомство следит за соблюдением законодательства по противодействию легализации преступных доходов у организаций, которые не имеют регуляторов). За 10 месяцев 2010 года организация проверила более 5,5 млн сообщений об операциях на сумму свыше 600 тысяч рублей (они подпадают под контроль) на сумму в 120 трлн рублей. Объем операций удвоился по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Кроме того, необходима проверка нескольких десятков тысяч уголовных дел. В 2010 году количество преступлений в сфере госзакупок превысило 32 тысячи. Это в два раза больше, чем в 2009 году, сообщил в январе этого года генпрокурор Юрий Чайка. По его словам, сектор госзакупок является одним из самых коррупционных. Позднее сообщалось, что Генеральная прокуратура в 2010 году возбудила 327 уголовных дел по фактам нарушений в сфере госзаказа.
В начале августа на сайте Генпрокуратуры была опубликована информация о том, что ущерб от нарушений при госзакупках за 2010 и 2011 год составил более 3,8 млрд рублей. К ответственности удалось привлечь около 7 тысяч чиновников и предпринимателей.
Объем закрытых за взятку уголовных дел эксперты оценить затрудняются. Они исчисляются сотнями, при этом широко известными становятся только дела с высокопоставленными фигурантами. Так, к примеру, в январе этого года в Нижегородской области главное следственное управление при ГУВД закрыло уголовное дело в отношении министра социальной политики Никиты Гурьева, которого подозревали в халатности при реализации госконтракта по закупке 250 квартир. Следствие пришло к выводу, что в действиях чиновника нет состава преступления.
«При реализации новой инициативы правоохранительных органов не исключено, что работа по проверке закрытых уголовных дел может обернуться новыми коррупционными проявлениями», — говорит BFM.ru председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
При этом он отмечает: несмотря на скандалы с госзакупками, в ведомствах, которые оказались замешаны в махинациях с госсредствами, ничего существенно не изменилось. В частности, эксперт называет ставший уже классическим пример с закупками 170 медицинских томографов на общую сумму в 7,5 млрд рублей, которые закупались по цене в разы превышающей цену производителя. Прибыль посредников могла доходить до 55 млн рублей. В августе 2010 года сообщалось о возбуждении 17 уголовных дел по статьям «Злоупотребление должностными полномочиями», «Халатность» и «Присвоение или растрата».
«Однако чем она [история] закончилась? Ничем практически. Дела возбуждены по фактам, — говорит Кабанов. — А что изменилось после того, как Сергей Степашин сообщил об откатах при госзакупках в 1 трлн рублей? Громких отставок не было. Но подобные средства выделяются по согласованию на самом высоком уровне министерств и ведомств. Говорить о том, что они [чиновники] пребывают в неведении, сложно. Просто у нас нет ответственных при госзакупках. Ответственными становятся средний и низовой уровень чиновников», — признает Кабанов.
Так, например, в октябре в России было возбуждено уголовное дело по факту хищения из бюджета 105 млн рублей при поставках оборудования для медицинского биофизического центра им. Бурназяна, а в ноябре в Ставропольском крае возбуждено новое уголовное дело в отношении бывшего руководства регионального Минздрава и коммерческой организации по факту заключения госконтракта на поставку оборудования лучевой диагностики по завышенной на 17,5 млн рублей цене.
Чиновники Минэкономразвития в рамках проекта поправок в 94-й федеральный закон о госзакупках предложили ввести персональную правовую ответственность государственных заказчиков за результаты закупок и качество обеспечения публичных нужд.
Кроме того, в марте этого года президиум правительства одобрил поправки в закон о госзакупках, которые обязывают заказчиков обосновывать начальный уровень цены при размещении заказа.
При этом и сами организаторы электронных торгов стремятся к повышению прозрачности, при этом прибегают иногда к нестандартным методам.
Сегодня, к примеру, Единая электронная торговая площадка сообщила, что запускает проект интеграции с социальной сетью Facebook.
Единая электронная торговая площадка — национальный оператор электронных торгов, выбранный правительством РФ, создана на базе единой торговой площадки правительства Москвы. Доля рынка электронных торгов на конец 2010 года — 63%.
По замыслу организаторов, это позволит увеличить число участников торгов на треть в расчете на один аукцион, а также позволит сэкономить 1,3 млрд рублей в год.
Между тем, эксперты говорят об отсутствии конкуренции на рынке госзакупок. «В настоящее время сам рынок госзакупок действует вопреки антимонопольному законодательству, — говорит Габестро — О какой конкуренции может идти речь, если на 220 тысяч госзаказчиков приходится примерно до 80 тысяч поставщиков» Яна Милюкова БФМ.РУ