Демократия как народовластие бывает представительной и непосредственной.
Непосредственная демократия – это прямое выражение личностью ее интересов через референдумы, митинги, забастовки и пр., когда гражданин оказывает непосредственное влияние на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц.
Представительная демократия выражается в том, что граждане участвуют в политике не напрямую, а через своих представителей, депутатов.
Классической формой представительной демократии является парламентская демократия.
Парламентская демократия – форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению.
В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними.
В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную роль.
Парламентская демократия может сочетаться с парламентарной монархией, в этих случаях глава правительства обычно называется премьер-министром.
Другим частным случаем парламентской демократии является парламентская республика, где глава государства периодически избирается парламентом, или его функции исполняет председатель правительства.
Парламентаризм призван обеспечить всем гражданам равные возможности в избрании представителей власти, а на тех, кого избрали, возлагается обязанность представлять волю и интересы выдвинувшего их народа.
Рассмотрим механизм реализации парламентской демократии . Выборы в парламент проводятся по избирательным округам. Американский конгресс, например, каждые десять лет поручает законодателям штатов пересмотреть границы избирательных округов с тем, чтобы выявить изменения в количественном составе жителей. Это учитывается для того, чтобы каждый конгрессмен представлял примерно одинаковое число избирателей. Подобная практика существует и в других демократических странах.
Преимущественное право выдвижения кандидатов принадлежит политическим партиям, чтобы добиться успеха на выборах, партия должна учитывать интересы не только какого-то одного класса или слоя, но и целого блока социальных сил.
Партии, вырабатывая предвыборную программу, свой вариант политики, тщательно изучают запросы различных социальных групп. Особенно больших успехов в этом плане добились социал-демократы Швеции. Находясь у власти более полувека, они не только учитывают требования отраслевых и региональных профсоюзов (коллективных членов этой партии), но и видят перед собой картину всего общества, нужды и запросы всех социальных групп и не в последнюю очередь особо социально ущемленных. Отсюда и многолетние усилия по созданию развитой системы социальной защиты, регулируемой государством.
После выдвижения кандидатов партия оказывает им поддержку в конкурентной борьбе с кандидатами других партий. Серьезно помогают ей в этой работе организации, объединения, клубы избирателей, в том числе молодежные студенческие организации.
Так, в формировании Французской социалистической партии огромную роль сыграли политические клубы, многие из которых затем вошли в ее состав. «Добровольцы», привлеченные к участию в избирательной кампании, ведут постоянную работу по налаживанию контактов депутата с избирателями: организуют собрания, митинги, распространяют материалы, звонят по телефонам, посылают письма и пр. Это делается во всех классических европейских массовых партиях, имеющих постоянное членство. Таким образом, политические партии, являясь частью гражданского общества, тесно связаны с избирателями и обеспечивают своим кандидатам поддержку на выборах.
В США сторонником республиканской или демократической партии, не имеющих постоянного партийного членства, может объявить себя любой американец. Для проведения предвыборной кампании с целью оказаний помощи кандидатам в депутаты создан специальный Институт практической политики. Его сотрудники – специалисты различного профиля: одни занимаются техническими вопросами (например, снабжением машинками, бумагой, компьютерами), другие — организацией встреч с избирателями, третьи – анализом их результатов, однако и при таком варианте к активному участию в избирательной кампании привлекается большое число граждан – «любителей».
Выборы, в ходе которых избиратели решают судьбу выдвинутых кандидатов, являются одновременно проверкой и оценкой деятельности партий. В период между выборами происходит своего рода диалог между партиями и избирателями, когда каждая партия пытается убедить избирателей в том, что именно она наилучшим образом отражает их интересы. В свою очередь, избиратели через механизм обратной связи воздействуют на содержание партийной политики, добиваются ее корректировки в том или ином направлении.
Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, образуют парламентские фракции, или, как иногда называют, парламентские партии. Члены партии, получившей на выборах наибольшее число голосов, становятся членами партии парламентского большинства и проводят в парламенте, других государственных органах свою политику. Депутаты от партии, проигравшей на выборах, становятся членами партии парламентского меньшинства и пребывают в оппозиции.
Партийные фракции в парламенте имеют равные права. Права меньшинства не только не ущемляются, а, напротив, защищаются сложившимися традициями и нормативными документами. Во время проведения парламентских дебатов партия меньшинства всегда имеет возможность высказаться по тому или иному вопросу. Защита прав меньшинства является важнейшим демократическим принципом. Не случайно деятельность парламента характеризуют как парламентскую демократию.
Победа на выборах не ведет к утрате связи депутата с избирателями. По существующим правилам парламентских демократий депутат несет двойную ответственность: и перед партией, и перед избирателями, причем вторая считается приоритетной.
Каждый парламентарий понимает, что хорошо оплачиваемое место в парламенте не вечно и отрываться от избирателей опасно. О том, какое большое значение придают депутаты личным контактам с избирателями, можно судить хотя бы по такой цифре: в 70-х гг. американские конгрессмены, например, наведывались в свои округа в среднем 35 раз в год. Кроме того, парламентарии ведут огромную постоянную переписку с избирателями, которые информируют своих избранников о настроениях и пожеланиях избирателей. Такая форма информации дополняется социологическими исследованиями и опросами разнообразных социальных групп населения с целью выявить общественное мнение страны, например, о деятельности того или иного парламентария. Результаты общественных опросов (не всегда приятные для государственных деятелей) придаются полной огласке.
Гласность – неотъемлемая черта демократии. Она позволяет составлять объективную, полную информацию обо всем, что происходит в стране, в мире. Гласность – это и свобода выражения мнений, и справедливая критика, не взирая на лица. В условиях демократии ни один политик не может повторить слова Наполеона: «Я никогда не читаю газет. Они публикуют лишь то, что пожелаю я...»
Что касается взаимоотношений депутатов (партийных фракций) и отношений их со своими партиями, то существует принцип, согласно которому партийная фракция непосредственно не подчиняется партии, но проводит партийные программные установки, учитывая конкретную ситуацию. Со своей стороны партийные органы и форумы определяют цели и задачи партийной фракции в форме самых общих рекомендаций.
Парламентская демократия не идеальна, как может показаться на первый взгляд. Она имеет определенные изъяны, и самый существенный – система финансирования избирательной кампании. США, например, кандидат сам обеспечивает свой политический бизнес. Если учесть, что в среднем расходы на избрание в Конгресс достигают 600 тыс. долларов, то далеко не всегда конгрессменом может стать самый способный к политической деятельности человек.
Кроме того, существует неравенство и между отдельными группами кандидатов, в частности между новичками и бывшими конгрессменами. Последние, получая денежную поддержку от правительства, имеют значительно большие возможности для проведения рекламной кампании. Не случайно в американском конгрессе самый высокий процент не вновь избранных, а переизбранных.
На Западе консервативные и либеральные партии финансируют своих кандидатов благодаря пожертвованиям бизнеса, а социал-демократы и отчасти коммунисты прибегают к средствам профсоюзов. Финансовая зависимость кандидатов от их непосредственных «благодетелей» дополняется коррупцией в среде политиков, усилением лоббизма. Следствием этого является недовольство общественности. Оно находит отражение в пикетах, митингах протеста, забастовках, возникновении новых общественных движений. Неудовлетворенность политикой правящих партий выражается и в том, что избиратели отдают свои голоса в поддержку «новых партий» (например, партии «зеленых» в ФРГ) или «независимых» кандидатов. Однако, как уже отмечалось, они не имеют возможности широко использовать средства массовой информации для пропаганды своих идей.
Сейчас во всех странах парламентской демократии дебатируется вопрос о том, чтобы ввести более широкое государственное финансирование избирательной кампании и сделать телевидение и другие средства массовой Информации доступными любому кандидату.
Недостатком парламентской демократии является и то, что отбор кандидатов производится самими партиями, внутри которых существуют различные политические течения. Избиратели чаще всего не имеют права выбирать между кандидатурами внутри партий.
В настоящее время некоторые партии, например, итальянская компартия, пытаются ввести новый принцип отбора кандидатов, согласно которому в первичных выборах будут принимать участие не только члены партии, но и все ее сторонники.
Следует отметить также, что, несмотря на провозглашенное всеобщее избирательное право, некоторые слои населения лишаются возможности участвовать в выборах из-за установления различных цензов – имущественного, оседлости, грамотности. Так, законодательство США устанавливает 50 избирательных цензов такого рода. В частности, существующий в ряде штатов ценз оседлости разрешает участие в выборах только лицам, проживающим на территории соответствующего штата; в одних штатах этот срок не менее трех, в других – шести месяцев, в третьих – одного года. Данное ограничение отстраняет от участия в выборах прежде всего сельскохозяйственных рабочих и безработных, вынужденных в поисках заработка колесить из штата в штат.
В статье приведены лишь некоторые типичные недостатки парламентской демократии, в политической практике различных демократических стран их гораздо больше.
Как же оценить в целом парламентскую демократию , учитывая все «за» и «против»? Парламентская демократия несомненно является достижением современной цивилизации.
Будучи классической формой представительной демократии , она сочетается с формами непосредственной демократии , что помогает выявить интересы и настроения различных групп населения и выразить их в политике.
- Формы правления современного государства
- Понятие и виды политических режимов
- Президентская республика
Комментариев нет:
Отправить комментарий