За атаку на здание администрации Химок ответил студент РГГУ. Максим Солопов получил два года условно за беспорядки у здания администрации города в июле прошлого года.

Тогда около 150 человек выразили свое несогласие с вырубкой Химкинского леса росписью стен, файерами и стрельбой из травматического пистолета

Два года лишения свободы условно получил сегодня, 24 июня, по приговору Химкинского городского суда выпускник Российского государственного гуманитарного университета Максим Солопов за нападение на здание местной администрации в июле прошлого года. Второго подсудимого — журналиста Алексея Гаскарова — суд оправдал, решив, что его вина не доказана и представитель СМИ был лишь сторонним наблюдателем.

Приговор судья Неонила Зепалова (она известна тем, что отменила обвинительный приговор главному редактору «Химкинской правды» Михаилу Бекетову) вынесла со второй попытки — 17 июня она не успела написать вердикт, и заседание было отложено.

Напомним, нападение на здание городской администрации Химок было совершено вечером 28 июля 2010 года. Оно стало в какой-то степени кульминацией борьбы противников строительства трассы Москва–Санкт-Петербург с властями. В акции участвовало не менее 150 молодых людей. Около шести часов вечера они собралась на Трубной площади Москвы. Организаторы мероприятия, в числе которых был бывший вокалист группы «Проверочная линейка» Петр Силаев (он находится в розыске), объявили на сайтах анитифашистской направленности о том, что в центре города планируется концерт в поддержку защитников Химкинского леса. По версии обвинения, этот ход был предпринят для того, чтобы милиция не узнала об истинных планах антифашистов. Когда на площади собралась толпа, Силаев объявил по громкоговорителю, что все едут в Химки. Добравшись туда на электричке, молодые люди расписали стены здания администрации призывами остановить вырубку Химкинского леса. В ход пошли также камни, бутылки, файеры и дымовые шашки. В сторону здания было сделано несколько выстрелов из травматического пистолета. В руках участники акции держали растяжку «Защитим русский лес от фашистской оккупации». Свои лица они скрывали под медицинскими масками, а также шапками-масками. Акция продлилась около 10 минут. В это время в здании администрации никого из сотрудников не было.

Участники же нападения убежали на железнодорожную станцию, где сели на подъехавшую электричку и уехали в Москву. Ущерб от действий хулиганов следствие оценило в 395 тысяч рублей.

На следующий день после случившегося были задержаны студент четвертого курса Российского государственного гуманитарного университета, 21-летний Максим Солопов и корреспондент информагентства IKD.ru, 25-летний Алексей Гаскаров. Им предъявили обвинение в хулиганстве, совершенном с использованием предметов в качестве оружия (часть 2-я статьи 213 УК — до 7 лет лишения свободы). Обвиняемые пробыли под стражей по три месяца. 18 октября Химкинский городской суд отпустил под подписку о невыезде Максима Солопова, а спустя четыре дня — Алексея Гаскарова. В суде оба свою вину отрицали.

Солопов не отрицал, что был в толпе, принимал участие в шествии, но уверял, что ничего противоправного не совершал. Гаскаров, в свою очередь, утверждал, что выполнял редакционное задание. По его словам, несмотря на то, что он сам пришел к стражам порядка, которые прочли его публикацию и вызвали в милицию, сотрудники правоохранительных органов «сфальсифицировали протокол задержания», написав, что он был задержан якобы на месте происшествия.

Подсудимые утверждали, что трое свидетелей обвинения, которые будто бы опознали их в толпе, были милицейскими агентами. Все они были ранее судимы, в том числе за распространение наркотиков.

Журналисты защитили коллегу

Надо сказать, что в защиту Алексея Гаскарова высказался целый ряд журналистов ведущих изданий, освещавших происходящее. Они подтвердили, что молодой человек стоял в стороне с блокнотом и ручкой. «Из фото и видеозаписей [в Химках оказались съемочные группы различных телеканалов и фоторепортеры] не усматривается, что человек, одетый в одежду Гаскарова, совершал какие-либо противоправные действия», — пришла к выводу Неонила Зепалова. Она отметила, что проведенный дома у Гаскарова обыск подтвердил лишь его общественный интерес к случившемуся, но не причастность к инкриминируемому деянию. Кроме того, судья констатировала нарушение права Гаскарова на защиту — следователи отказались вызвать его адвоката и назначили своего защитника. В результате, суд оправдала Гаскарова в связи с непричастностью к преступлению.
В случае же с Максимом Солоповым судья предпочла поверить свидетелям обвинения. Они заявили, что Солопов был одним из тех, кто нес растяжку, а потом сделал несколько выстрелов в сторону здания администрации «из предмета, похожего на травматический пистолет». И хотя нашлись и те, кто высказался за его невиновность, судья решила, что их показания «субъективны» и что знакомые просто выгораживают подсудимого. В приговоре она констатировала, что «факт участия Солопова в нападении на здание нашел бесспорное подтверждение». Впрочем, судья решила, что исправление молодого человека возможно и без изоляции от общества.

Несмотря на довольно мягкое наказание, Максим Солопов завил, что намерен обжаловать приговор суда. «Одни и те же доказательства суд в одном случае трактовал как оправдывающие, а в другом — как свидетельствующие в пользу обвинения», — сказал он BFM.ru после окончания заседания.

По мнению осужденного, суд не смог вынести ему оправдательный приговор, поскольку это могло поставить под угрозу экстрадицию с Украины его старшего брата Дениса. Последний уже четвертый месяц находится в СИЗО Киева по обвинению в организации нападения на администрацию Химок и ждет решения вопроса о выдаче.

В свою очередь, Алексей Гаскаров не исключил, что после вступления приговора в силу он предъявит иск к органам власти о возмещении вреда за незаконное уголовное преследование. Он отметил, что те три месяца, которые он провел под стражей жарким летом 2011 года, можно по праву приравнять к пыткам.

Вырубка деревьев в Химкинском лесу под строительство трассы Москва–Санкт-Петербург началась в июле прошлого года. Это привело к многочисленным акциям протеста со стороны местных жителей и экологов, которые разбили на месте строительства палаточный городок. В ходе протестных мероприятий происходили столкновения с милицией. В конце августа 2010 года Дмитрий Медведев распорядился приостановить строительство автодороги и провести общественные слушания по проблеме Химкинского леса. В Кремле прошло совещания с участием представителей экологов и строительных организаций. В ноябре Федеральное государственное учреждение (ФГУ) «Дороги России» создало рабочую группу по взаимодействию с общественными и экологическими организациями для обсуждения инфраструктурных проектов. Активисты считают, что процедура пересмотра была формальной, а решение по прохождению трассы было политически ангажированным. 24 декабря 2010 года Дмитрий Медведев заявил, что проект прохождения трассы через Химкинский лес утвержден.  Мария Локотецкая  БФМ.РУ