14 июня. INTERFAX.RU - Бывший пресс-секретарь Хамовнического суда Москвы Наталья Васильева на опросе в Следственном комитете в Москве во вторник передала следствию три страницы резолютивной части приговора экс-руководителям "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, не оглашенного судьей Виктором Данилкиным, сообщили в правозащитной ассоциации "Агора". "В перечеркнутом документе с тремя восклицательными знаками на каждой странице указано: "Окончательно назначить Ходорковскому М.Б. наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима". По Платону Лебедеву в фотокопии, переданной сегодня в Следственный комитет, также указано 10 лет. Наталья Васильева пояснила, что эти документы попали случайно в ее папку с подписанными документами", - говорится в сообщении "Агоры", поступившем в "Интерфакс" во вторник. Документы переданы представителю СКР генерал-майору Александру Дрыманову, сказала адвокат, правовой аналитик "Агоры" Ирина Хрунова, которая представляет интересы Васильевой.
Защитники пришли к выводу, что Данилкин сначала назначил Ходорковскому наказание сроком 10, а не 13,5 лет. "Опрос был сухой и достаточной формальный. Вопросы были: "Лично Вы видели, как писался приговор судьями Мосгорсуда?", "Лично Вы слышали, как судья Данилкин получал советы Мосгорсуда?" Общий смысл опроса - Вы же понимаете, что все остальное - домыслы и следствие не интересует", - сказала Хрунова. "Во время опроса Наталья Васильева подтвердила все свои заявления, ранее озвученные в СМИ. Опрос, проведенный лично руководителем группы, старшим следователем по особо важным делам при председателе Следственного комитета России генерал-майором юстиции Александром Дрымановым, продолжался более двух с половиной часов", - сообщили в ассоциации "Агора".
По итогам допроса официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что заявление Натальи Васильевой о давлении на судью по второму "делу ЮКОСа" Виктора Данилкина является вымыслом. "Из показаний Васильевой следует, что данное ею интервью журналистам основано только на ее догадках и предположениях и никакими объективными данными не подтверждено", - сказал Маркин "Интерфаксу" во вторник. Он отметил, что на поставленные во вторник следователем конкретные вопросы Васильева пояснила, что Данилкин обстоятельства ведения процесса по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева с ней лично не обсуждал. "О чем и с кем Данилкин беседовал по телефону, ей неизвестно. В Московский городской суд она вместе с Данилкиным не выезжала", - сказал представитель СК РФ.
По его словам, Васильевой не известно, каким образом готовился приговор Ходорковскому и Лебедеву. "Она не видела, чтобы приговор в отношении названных лиц привозили из Мосгорсуда", - сказал Маркин. Он отметил, что в ходе дачи объяснения Васильева выдала следствию "якобы по ошибке переданные ей в январе 2011 года копии фрагментов резолютивной части приговора Ходорковскому и Лебедеву, имеющие различное содержание". "Оценивая данные документы, следствие пришло к выводу о том, что они не могут свидетельствовать о какой-либо фальсификации приговора Ходорковскому и Лебедеву, поскольку каких-либо подписей и рукописных записей не содержит, в связи с чем невозможно определить источник их происхождения и изготовления", - сказал Маркин.
Сама Васильева не согласна с мнением Следственного комитета о том, что ее заявления о давлении на судью по делу "ЮКОСа" являются вымыслом. "Это не домыслы. Я рассказала все, что знала", - сказала Васильева "Интерфаксу" во вторник. "Я отвечала на все вопросы, которые были мне заданы. Какие сделаны выводы - я не знаю, значит, они так решили", - сказала Васильева про заявление Следственного комитета России.
В феврале этого года Наталья Васильева заявила журналистам о давлении на судью Данилкина, председательствовавшего на процессе против Ходорковского и Лебедева. В частности, она сказала, что приговор был навязан против воли Данилкину, а решение по делу было принято в Мосгорсуде. Сразу после интервью, где была озвучена эта информация, Васильева ушла в отпуск, выйдя из него, отправилась на больничный, а потом и вовсе уволилась из суда.
Сам же Данилкин заявил, что ни с кем не советовался при вынесении приговора и строго соблюдал тайну совещательной комнаты. "Никто мне не звонил, не приезжал и не указывал, какой приговор мне нужно выносить. Ни с кем я не советовался", - заявлял судья в феврале газете "Коммерсант", отвечая на вопрос, оказывалось ли на него какое-либо давление при написании приговора. "Поймите, приговор - не сочинение. И писал я его сам, вопреки тому, что теперь говорят", - подчеркивал Данилкин. По его словам, когда он ушел в совещательную комнату 2 ноября, обязанности председателя суда исполнял его заместитель Игорь Кананович, который подписывал все документы, распределял дела, занимался кадровыми вопросами, присутствовал от Хамовнического райсуда на совещаниях председателей судов Москвы и т.д. "Совещательная комната - это фактически мой рабочий кабинет, вход туда возможен только через зал судебного заседания", - отметил судья. По его словам, в момент написания приговора он закрывал не только свою комнату, но и сам зал. "Так что тайна совещательной комнаты соблюдалась мной очень четко", - подчеркнул Данилкин.
По его словам, Наталья Васильева не имела отношения к документам по делу. "Она пришла в самый разгар процесса и отвечала за взаимодействие со СМИ, не являясь участником процесса", - отметил Данилкин, добавив, что доступа к материалам дела у Васильевой также не было. "Еще раз повторю: ни на одном заседании по этому делу Васильева не была. В чем она могла разочароваться? Возможность стать судьей она со мной никогда не обсуждала, а напротив неоднократно высказывала пожелание уволиться из-за маленькой зарплаты", - рассказал представитель суда. Он отметил, что не может объяснить, чем было вызвано выступление его помощницы в прессе. Вместе с тем Данилкин подчеркнул, что Н.Васильева обвинила его в совершении тяжкого преступления - "в вынесении заведомо неправосудного приговора". "Поэтому иначе, как клевету, я ее заявления рассматривать не могу", - заключил тогда председатель Хамовнического суда.
В середине апреля бывший администратор Хамовнического суда Игорь Кравченко заявил журналистам, что Васильева не обманывала, когда рассказывала, при каких обстоятельствах проходил судебный процесс над Ходорковским и Лебедевым. "Интервью Васильевой - правда. Она ничего не сказала такого, чего бы кто-то не знал. И эти ее слова могут подтвердить многие, в том числе сотрудники самого аппарата Хамовнического суда", - сказал Кравченко в интервью "Новой газете", отрывки из которого были опубликованы 15 апреля на сайте издания.
Адвокаты не сомневались, что данные, озвученные двумя бывшими сотрудниками суда, соответствуют действительности, но считали, что на позицию кассационной инстанции это вряд ли повлияет, как впоследствии и оказалось .
Семнадцатого мая стали известно, что адвокаты экс-главы НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева направили в СКР заявление с просьбой возбудить уголовное дело в отношении Данилкина, приговорившего их подзащитных к 14 годам лишения свободы. Адвокаты Ходорковского настаивают на возбуждении уголовного дела в связи с нарушениями по так называемому второму делу ЮКОСа. "Следственный комитет обязан был начать проверку, и на этом настаивала защита", - сказала "Интерфаксу" во вторник адвокат Ходорковского Терехова, комментируя вызов в Следственный комитет на опрос Васильевой. При этом она заявила, что адвокаты Ходорковского обращались в СКР с заявлением "не только о проведении следственной проверки, но и о возбуждении уголовного дела". Помимо судей, адвокаты просят привлечь к ответственности следователей и прокуроров, занимавшихся расследованием данного уголовного дела. Владимир Шишлин
Адвокаты Ходорковского и Лебедева снова подали ходатайства об УДО