Вместо заключения заставят трудиться

Согласно подписанному президентом и внесенному в Госдуму законопроекту, в качестве альтернативы лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести провинившихся будут наказывать принудительными работами

Президент России Дмитрий Медведев подписал поправки к Уголовному кодексу, которые вводят новый вид наказания — принудительные работы. Об этом глава государства сообщил сегодня на встрече с министром юстиции Александром Коноваловым. Нововведение встретило неоднозначную реакцию юридической общественности. Одни эксперты считают, что оно приведет к гуманизации УК, другие полагают, что появление нового вида наказания носит лишь декларативный характер и его невозможно будет воплотить в жизнь.

«Я законопроект подписал и вношу в Госдуму, а вас прошу включиться и готовиться к последующему применению», — сказал Дмитрий Медведев министру. Александр Коновалов, в свою очередь, рассказал, что наказание в виде принудительных работ может назначаться на срок от двух месяцев до пяти лет.

Кроме того, в соответствии с проектом закона, такие правонарушения, как оскорбления и клевета, в том числе в адрес судьи, переводятся из разряда уголовных в административные. Документ также устанавливает новые виды наказаний для нетяжких экономических преступлений и преступлений, связанных с оборотом наркотиков.

Александр Коновалов уточнил, что для экономических преступлений в качестве наказания вводится штраф, пятикратный размеру нанесенного ущерба, выплатив который нарушитель освобождается от других наказаний. Для преступлений же, связанных с оборотом наркотиков, «создаются предпосылки для лечения наркозависимости — назначается наказание в виде обязательного прохождения курса лечения, и это будет давать отсрочку для исполнения наказания», — цитирует ИТАР-ТАСС главу Минюста.

По мнению Дмитрия Медведева, законопроект «заслуживает внимания, так как делает уголовный закон более современным, устраняет устаревшие нормы, которые переходили из одного кодекса в другой и часто не выполнялись, устраняет противоречия». Он считает документ «интересным и весьма актуальным».

Согласно внесенному в Госдуму законопроекту, принудительные работы — это привлечение осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, без лишения его свободы. Такие работы планируют применять в качестве альтернативы лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершенное впервые тяжкое преступление.

Они могут быть назначены в случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ, при этом три дня исправительных работ приравниваются к одному дню принудительных. Во время отбытия наказания из заработной платы осужденного планируется отчислять от пяти до двадцати процентов. Ввести же новый вид наказания собираются в 2013 году.

Пока нет полной ясности в вопросе, каким образом принудительные работы будут воплощаться в жизнь.

И снова «химия»

По мнению экспертов, нововведение сильно напоминает существовавшее в советские годы наказание — «ограничение свободы» или так называемую «химию».

«Это когда нарушителей отправляли отрабатывать наказание на экологически вредное производство, куда обычных граждан трудно было заманить», — рассказал BFM.ru управляющий партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Коблев. Он отметил, что в былые годы это «была не очень действенная мера для исправления» так как предприятия не стремились брать к себе на работу «асоциальных элементов».

Теперь же, в условиях рыночной экономики вряд ли что-то изменится. По мнению адвоката, принудительные работы будут предполагать проживание осужденных на одной территории, в общежитиях или спеццентрах, им будут платить зарплату. Свободное от работы время они смогут проводить так, как им хочется. «Все детали должны быть проработаны Минюстом и закреплены в ведомственных инструкциях», — говорит Коблев.

Он считает «избыточным» верхнюю планку альтернативного наказания в виде пяти лет лишения свободы. «В таких местах могут царить правила зоны. Администрации трудно будет следить за поведением таких осужденных», — считает юрист. Он полагает, что 1,5 года принудительных работ — «более чем достаточно». С ним полностью согласен адвокат Игорь Трунов. «Длительные сроки формируют организованную преступность», — уверен он.

В то же время Руслан Коблев положительно оценил перевод таких правонарушений как «оскорбление» и «клевета» из разряда уголовных в административные. «У многих составов в УК есть дублирующая статья в административном кодексе и грань между ними весьма нечеткая», — отметил юрист.

Ему вторит партнер адвокатского бюро «Падва и Партнеры» Александр Гофштейн. Он приветствует появление «любой альтернативы лишению свободы». «Жизнь показала, что длительное лишение свободы не имеет воспитательного эффекта», — сказал он в интервью BFM.ru.

«Сажали и будут сажать»

Впрочем, по мнению защитника, судьи, даже имея альтернативу, все равно назначали и будут назначать самое суровое из предусмотренных статьей наказаний, а именно, лишение свободы. «Судьи так поступают, чтобы их не обвинили в получении взятки», — пояснила судья Конституционного суда России в отставке Тамара Морщакова. Она считает, что введение нового вида наказания ничего не даст, а нововведение носит чисто декларативный характер. По мнению эксперта, изменения предлагают внести в УК, чтобы «кого-то успокоить» и показать мировой общественности — наша страна идет по пути гуманизации уголовных наказаний. По мнению Морщаковой, воплотить в жизнь принудительные работы не удастся: «Строек века, как при коммунизме, теперь нет, а частного предпринимателя брать осужденного на работу не заставишь».

Она отметила, за 2010 год объем бизнеса в России сократился на 43%, а 15% предпринимателей «подверглись уголовным репрессиям». Это противоречит «лозунгам, которые провозглашаются». «Меры, которые принимаются, может быть, и создают для кого-то иллюзию, но не для экспертов», — считает Морщакова.

Она добавила, что в УК уже есть «мертвая мера уголовного наказания», а именно — «арест». «Он введен уже давно, но на практике не применяется, так как арестные дома до сих пор не построены»,— отметила Морщакова.

Адвокат Игорь Трунов в целом положительно оценил появление альтернативной меры наказания, но тоже не уверен, что она будет работать. По его мнению, на сегодняшний день в УК не работает «половина видов наказаний» — не только арест, а также исправительные и обязательные работы. «Надо пойти дальше и убрать их из УК», — предлагает он радикальные меры.

Быть или не быть новому виду наказаний — теперь решать Думе. Впрочем, эксперты уверены, что парламентарии вряд ли «забракуют» одобренный главой государства документ.

Исправительные работы — вид уголовного наказания, заключающийся в принудительном привлечении осужденного к труду с вычетом определенной части его заработка в доход государства.
Под обязательными работами подразумевается выполнение осуждённым лицом в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно-полезных работ.
Подписанные президентом поправки в УК увеличивают предельный срок обязательных работ с 200 до 480 часов. Исправительные работы нынешнее законодательство позволяет применять лишь к тем, кто не имеет постоянной работы. Проект же это правило изменяет. По данным Александра Коновалова, исправительные работы будут проходить по месту основной работы.

Мария Локотецкая БФМ.РУ


  1. Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о гуманизации уголовного законодательства и Адвокаты Ходорковского и Лебедева снова подали ходатайства об УДО
  2. Правительство утвердило перечень работ, на которые запрещено нанимать наркоманов