Формы правления в арабских странах

Абсолютные монархии в арабских государствах сохранились в настоящее время в Саудовской Аравии и в Омане, несмотря на то что в последнее время в этих странах наметился процесс закрепления общих принципов государственного устройства и управления (в 1992 г. Король издал Конституционные акты в Саудовской Аравии, в 1996 г. была принята Конституция Омана).

В Омане сохранение султаната обусловлено тем, что гарантом монархии выступают западные державы, прежде всего Англия и США, которым до сих пор принадлежат важные позиции в экономике этой страны.

Парламент в Омане до сих пор отсутствует, а вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит Султану. Политические партии и профсоюзы запрещены. Правительство формируется и возглавляется Султаном.

Королевство Саудовская Аравия было создано в 1920-е годы сектой ваххабитов и опиравшейся на нее армией. Фактически в Саудовской Аравии сложилась не столько абсолютная власть самого монарха, сколько абсолютная власть клана, который исторически выделился в правящий. Король здесь выступает персонифицированным носителем власти клана, признанного господствующим племенем.

В конституционных монархиях на Бахрейне и в Кувейте после провозглашения независимости государственное развитие Кувейта и Бахрейна пошло по пути заимствования принципов разделения властей и парламентской демократии.

Было введено ограниченное избирательное право. По форме правления эти государства вошли в разряд конституционных монархий, в которых племенные структуры и методы осуществления власти сочетались с зачатками государственных установлений, во многом скопированных с конституций западных государств и Всеобщей декларации прав человека.

Хотя Иордания и Марокко по конституции находятся ближе к парламентарным монархиям, на самом деле они являются монархиями дуалистическими.

В Иордании действовали две Конституции – 1928 г. и 1946 г. Действие третьей Конституции – 1952 г. – ограничено чрезвычайным законодательством.

По Конституции глава государства – король, который обладает широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти и «свободен от какого-либо подчинения и отчетности».

Высший законодательный орган Иордании – Национальное собрание, состоящее из Сената и Палаты депутатов. Сенат назначается Королем сроком на 4 года (его состав обновляется наполовину каждые 2 года). Утверждена в декабре 1990 г.

Национальная хартия и принят 5 июля 1992 г. Закон о политических партиях. Хартия фактически открыла дорогу появлению открытого плюрализма мнений и возникновению оппозиции.

Марокко является политически наиболее модернизированной и «либеральной» из всех арабских монархий. За годы независимости в стране сменилось три Конституции - 1962, 1970 и 1972 гг.

В последней из них был наиболее четко закреплен принцип «разделения властей», когда законодательная власть принадлежит Палате представителей, а исполнительная – Совету министров, назначаемому королем.

Довольно развитая партийная традиция в Марокко восходит к 20-30-м гг. нынешнего столетия.


  1. Конституционное право арабских стран
  2. Республиканская форма правления арабских стран