Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах

Правительство – верховный коллегиальный орган исполнительной власти.

В президентской республике – это совокупность советников при президенте.

В парламентарных и смешанных формах правления правительство – коллегиальный орган власти, ответственный перед парламентом.

Место правительства в системе органов власти определяется взаимоотношениями:

  1. с парламентом (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках правительство формируется при участии парламента и ответственно перед ним, в президентских республиках правительство не несет ответственности перед парламентом);
  2. с главой государства (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках глава государства реализует свои полномочия с помощью (через) правительство; в президентских республиках правительство подотчетно и подконтрольно президенту);
  3. с органом конституционного контроля (т. е. в каком объеме акты правительства подлежат этому контролю);
  4. с политическими партиями (правительство в парламентарных республиках и монархиях зависит от взаимоотношений с представленными в парламенте, т. е. общенациональными, партиями).


Существует два способа формирования правительства:
  1. парламентский (в парламентарных монархиях и республиках);
  2. внепарламентский (в президентских и смешанных республиках, дуалистических монархиях);

При парламентском способе формирования правительства обычно назначается глава правительства – лидер партии большинства – и по его совету остальные члены правительства.

Процедура формирования предполагает согласование позиций различных партий по кандидатурам.

В президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях правительство формируется главой государства, без участия парламента, т. е. внепарламентским путем.

В смешанных республиках используется как парламентский, так и внепарламентский способ формирования правительства, кроме того, формирование правительства внепарламентским путем может предусматривать различные формы участия парламента, в этом случае правительство иногда занимает более сильные позиции по отношению к парламенту, чем при формировании парламентским путем.

В западной литературе выделяют две основные модели правительства:

  1. континентальную (большинство стран), когда в конституции такой орган назван, определен его состав и он реально осуществляет исполнительную власть;
  2. англосаксонскую (Австралия, Великобритания, Канада), при которой реально осуществляющий функции исполнительной власти орган – кабинет министров – не имеет статутного оформления, а признаваемый доктриной и нормативными актами в качестве исполнительного органа тайный совет не имеет реальной власти.


Различия по составу правительства следующие:
  1. в состав правительства входят все министры и некоторые главы общенациональных ведомств (Румыния, Хорватия);
  2. в состав правительства входит только его глава, его заместители (если таковые устанавливаются конституцией) и министры (Словакия, Турция, Украина);

  1. Компетенция парламента в зарубежных странах
  2. Правовое положение члена парламента
  3. Порядок работы парламента и законодательный процесс