Парламент – орган народного представительства и высший законодательный орган страны.
В западных демократиях понятие парламент связано с концепцией разделения властей и представительного правления.
Оценка того или иного законодательного органа производится по нескольким параметрам - порядку формирования, полномочиям, характеру взаимоотношений с другими органами.
Для того чтобы орган мог считаться парламентом, он должен:
- формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих справедливое представительство избирательного корпуса;
- его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом;
- обладать определенной автономией в системе органов государства, с тем чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей);
- реализовать свои полномочия самостоятельно, а не путем передачи другим органам;
- парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе;
Парламенты в качестве своих самых крупных структурных единиц могут иметь одну, две и более палат.
При однопалатной системе депутаты организационно не разделены, что делает однопалатный парламент (при прочих равных условиях) более мобильным, чем двухпалатный (Болгария, Дания, Финляндия).
Две палаты создаются для представительства:
- интересов аристократии (Палата лордов Великобритании, сильно реформированная);
- политико-территориальных единиц (Польша, Испания, Япония);
В федерациях, как правило (США, ФРГ, Германия и др.), двухпалатные парламенты.
Более двух палат формируется обычно для реализации какой-либо политической концепции конкретного государства (т. е. она не является общераспространенной, а прямо продиктована ситуацией и может быть понята только в определенном историческом контексте) (в Югославии для реализации концепции социалистического самоуправляющегося общества, в котором каждый индивид выступал в нескольких «ипостасях» (как член политической организации, как работник, как член местного сообщества), каждая из них должна была реализовываться в представительстве, был создан шестипалатный парламент).
Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах (Бахрейне, Катаре и др.).
Иногда они принимают законы одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законов.
Парламент имеет свои внутренние органы.
Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в КНР).
Председатель однопалатного парламента, имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии или бюро избирает председательствующего – иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего.
В Швеции председатели и вице-председатели палат избираются только на одно заседание.
Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат.
На совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).