Он обвиняется в хищении бюджетных средств и в причинении имущественного ущерба на общую сумму 76 млрд «старых» рублей
Замоскворецкий суд Москвы сегодня, 10 ноября, приступил к заочному рассмотрению уголовного дела бывшего акционера ЮКОСа Владимира Дубова, иммигрировавшего в Израиль. Он обвиняется в хищении бюджетных средств и в причинении имущественного ущерба без признаков хищения на общую сумму 76 млрд «старых» рублей. Адвокаты подсудимого завили о незаконности процесса и неконкретности обвинения. Они считают, что дело их клиента, как и в случае с Михаилом Ходорковским, является политическим.
Слушать дело суд начал со второй попытки: 27 октября на процесс не явился никто из представителей потерпевшего, кем была признана администрация Волгоградской области. А на сегодняшнем заседании судья Татьяна Ковалевская огласила заявление ее представителя, который просил слушать дело без него.
Согласно озвученной прокурором фабуле обвинения, преступления были совершены в 1997 году. В то время Дубов занимал должность заместителя председателя объединенного правления ЗАО «Роспром», управляющей компании ЮКОСа. Он и его соучастники воспользовались сложившейся в то время в стране экономической ситуацией, когда существовал дефицит бюджета и взаимные неплатежи, указала гособвинитель. Они разработали преступную схему, согласно которой была искусственно создана задолженность администрации Волгоградской области перед дочерней компанией ЮКОСа — «Юганскнефтегазом» — за якобы поставленные нефтепродукты.
Как следовало из материалов дела, в декабре 1997 году между Минфином России, «Юганскнефтегазом» и администрацией Волгоградской области было заключено трехстороннее соглашение. Его смысл сводился к тому, что в результате сделки гасились долги «Юганскнефтегаза» по налогам за пользование недрами. Со своей стороны, дочернее предприятие ЮКОСа помогало области получить из бюджета 76 млрд неденоминированных рублей на программу «Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас», а также на строительство моста через Волгу и прокладку водопровода в городе Михайловка. Все эти работы должны были финансироваться государством. В результате реализации запутанной финансовой схемы областной администрации были переданы два векселя. Один — на сумму 53,2 млрд «старых» рублей был выдан от имени «дочки» ЮКОСа — компании «Самаранефтегаз»; второй — на 22,8 млрд — от фирмы «Аваль», которая занималась торговлей нефтепродуктами.
Следствие считает, что сделка была незаконной, так как проведена по фиктивным документам и «искусственно» подведена под действие президентского указа Бориса Ельцина от 1997 года, позволяющего предприятиям, организациям и госучреждениям, имеющим задолженность перед бюджетом, проводить взаимозачеты.
Кроме того, Волгоградской области был причинен ущерб. Обвинение утверждает, что вексель на 22,8 млрд рублей был неликвидным, а срок погашения второй ценной бумаги на 53,2 млрд рублей был слишком длительным — вексель мог быть погашен «не ранее 9 августа 2010 года».
Поэтому в первом случае было совершено хищение бюджетных средств, а во втором — области был причинен имущественный ущерб без признаков хищения. «То есть были совершены преступления, предусмотренные частью 4-й статьи 159 УК и частью 3-й статьи 165 УК», — резюмировала прокурор.
Она сообщила, что преступления Дубов совершил не один, а в составе организованной преступной группы, в которую входил также заместитель гендиректора ТОО «Эмитент» Андрей Крайнов (он являлся руководителем разных предприятий, в том числе АОЗТ «Волна»; в 2005 году был заочно осужден по этим и другим эпизодам на 5 лет условно вместе с экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским — BFM.ru ). Другими участниками ОПГ были начальник одного из управлений Роспрома Наталья Чернышева и заместитель главного бухгалтера НК ЮКОС Дмитрий Маруев. Они 10 июня этого года были заочно приговорены Замоскворецким судом к 10 и 7 годам лишения свободы соответственно.
Адвокаты не поняли, что Дубов конкретно сделал
Поскольку в октябре 2003 года бывший топ-менеджер ЮКОСа уехал в Израиль, отношение к предъявленному обвинению высказали его адвокаты Леонид Сайкин и Борис Грузд.
Первый сразу заявил, что дело Дубова слушается незаконно. Он указал, что дело было возбуждено против топ-менеджера ЮКОСа в январе 2004 года, то есть уже после того, как тот уехал за границу. «Вопреки требованиям закона, в суде было оглашено обвинительное заключение по непредъявленному обвинению», — отметил адвокат. Сайкин считает, что допущенное следствием нарушение не позволяет суду вынести приговор. «В противном случае он будет являться заведомо неправосудным», — заявил защитник. Он также обратил внимание суда на политическую подоплеку дела, а также отказ ряда государств (Кипра, Эстонии, Лихтенштейна и Швейцарии) в оказании Генпрокуратуре правовой помощи по делам ЮКОСа в связи с их политической мотивированностью.
Адвокаты утверждали, что ущерба Волгоградской области причинено не было. В обосновании своей позиции они сослались на то, что в 1999 году прокуратура отказалась возбудить дело в отношении должностных лиц обладминистрации в связи с «отсутствием ущерба». Защитники указали, что деньги, перечисленные администрации Минфином в тот же день, вернулись в бюджет как налоги «Юганскнефтегаза». А якобы «липовые» векселя были выкуплены ЮКОСом, который перечислил за них администрации Волгоградской области 17 млрд рублей, а на оставшуюся сумму поставил нефтепродукты. «Не случайно мнимый потерпевший не пожелал участвовать в процессе», — заметил Леонид Сайкин.
Защитники посчитали, что предъявленное Дубову обвинение «непонятно, неконкретно, абсурдно и противоречиво», и заявили ходатайство, в котором попросили его разъяснить.
«Вымышленная ОПГ»
Сайкин и Грузд обратили внимание суда на то, что следствие не указало конкретное место, время и способ совершения преступления. А также «когда, где и кем была создана вымышленная ОПГ». «В материалах различных дел можно найти так называемых соучастников Дубова на любой вкус. Все зависит от меняющейся конъюнктуры и необходимости направить в суд то или иное дело», — отметил Леонид Сайкин. Он добавил, что в деле не указано «ни одного конкретного действия, совершенного лично Дубовым», а «обвинение приписывает одни и те же действия разным людям». «Что же он конкретно сделал? Схватил за горло? Выкрутил руки? Где, когда, как?» — задал вопросы защитник.
Впрочем, они так и остались без ответа: прокурор заявила, что обвинение вполне понятно, а выступление адвокатов лишь свидетельствует о несогласии с ним.
На этом в заседании был объявлен перерыв до 17 ноября. В этот день начнется допрос свидетелей обвинения, которых насчитывается 24 человека.
Адвокаты Дубова не исключают, что приговор суда может состояться до Нового года. При этом они считают, что вердикт предрешен. «То, что власть намерена по всем «осколкам» дела ЮКОСа вынести обвинительные приговоры, очевидно», — сказал, покидая суд, Леонид Сайкин - Мария Локотецкая БФМ.РУ