К уголовной ответственности она просит привлечь генпрокурора Юрия Чайку, чиновников МВД, ФСБ, ФСИН и 11 судей
Наталья Магнитская, мать скончавшегося в СИЗО юриста инвестфонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского, требует возбуждения уголовного дела по факту умышленного убийства ее сына. К уголовной ответственности она просит привлечь генпрокурора Юрия Чайку, чиновников МВД, ФСБ, ФСИН и 11 судей. Соответствующее заявление направил в Следственный комитет адвокат потерпевшей Николай Горохов. Он и Наталья Магнитская считают недостаточным, что ответственность за гибель Сергея Магнитского возложили на лечащего врача заключенного Ларису Литвинову и бывшего замначальника «Бутырки» Дмитрия Кратова.
В заявлении, адресованном руководителю Следственного комитета России (СКР) Александру Бастрыкину, Юрий Чайка и другие должностные лица называются соучастниками в организации незаконного ареста, истязаний и лишения жизни налогового консультанта фонда Hermitage Capital. В заявлении приводятся новые факты и документы, по мнению заявительницы, свидетельствующие об умышленном применении физического насилия в отношении Сергея Магнитского и его убийстве в следственном изоляторе.
Наталья Магнитская, в частности, ссылается на отчет Общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Москвы. В нем указывается, что в СИЗО «Матросская тишина» Магнитскому не была оказана «медицинская помощь, в которой он нуждался, и для осуществления которой его перевели из СИЗО «Бутырка». «Больного в тяжелом состоянии практически оставили (на 1 час 18 минут) умирать в боксе без врачебной помощи», — приводит заявительница выдержки из отчета правозащитников.
37-летний Сергей Магнитский скончался 16 ноября 2009 года в возрасте 37 лет в «Матросской тишине». Согласно результатам последней посмертной судебно-медицинской экспертизы, причиной его смерти стала острая сердечная недостаточность.
Магнитского обвиняли в организации схемы уклонения от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ) для фонда Hermitage Capital на сумму более 2 млрд рублей. Помимо этого, он подозревался в мошенничестве с налоговыми декларациями и хищении из госбюджета 5,4 млрд рублей, но до предъявления обвинения дело так и не дошло.
Инвестфонд Hermitage Capital утверждает, что эта сумма была уплачена его компаниями государству, но деньги были украдены коррупционерами, в число которых входили сотрудники правоохранительных органов и налоговики. Магнитского держали в СИЗО, чтобы скрыть преступления и заставить отказаться от заявлений о хищениях со стороны силовиков, заявляют в фонде.
Мать погибшего юриста, его адвокаты и сотрудники фонда Hermitage Capital считают, что гибель Сергея Магнитского была не случайна.
В сообщении, распространенном в понедельник фондом Hermitage Capital, говорится, что «факт применения физического насилия и убийства Сергея Магнитского подтверждается обнаруженными на его теле следами побоев, в том числе повреждений костяшек пальцев обеих рук, множественных глубоких ссадин и кровоподтеков, колотой раны в области языка и зафиксированным в акте о смерти подозрением на черепно-мозговую травму».
Неизвестная проверка
По мнению Натальи Магнитской, факт убийства ее сына также подтверждается результатами доследственной проверки, проведенной, как выясняется, в первые дни после его гибели, 19 ноября 2009 года, но о которых стало известно только теперь.
Тогда следственные органы Преображенского района Москвы, по утверждению заявительницы, собрали сведения, «указывающие на признаки произошедшего убийства» (статья 105 УК РФ) и «умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть» (части 4-й статьи 111 УК). Был составлен соответствующий рапорт, однако «уголовное дело по указанным статьям возбуждено не было».
Вместо этого СКР по Москве возбудил уголовное дело в отношении лечащего врача Магнитского Ларисы Литвиновой и бывшего замначальника «Бутырки» Дмитрия Кратова, напоминает заявительница. Первую заподозрили в «причинении смерти по неосторожности», второго — в «халатности, повлекшей по неосторожности смерть» (статьи 109 и 293 УК РФ).
«Следователи опираются на показания сотрудников следственных изоляторов, заинтересованных в сокрытии своей роли в смерти Магнитского, представляя изложенную ими версию событий как «установленные факты», — говорится в заявлении его матери.
В заявлении также раскрывается роль высокопоставленных чиновников Генпрокуратуры, МВД и ФСИН в организации преследования Сергея Магнитского и его гибели, изложенная с точки зрения матери юриста и ее адвоката.
Так, по мнению заявительницы, «из-за преступной халатности или в связи с личной заинтересованностью» генпрокурор Чайка и начальник Следственного комитета при МВД РФ Александр Аничин «отказали либо оставили без должного рассмотрения» адресованные на их имя жалобы, ходатайства и заявления Магнитского и его адвокатов «о грубейших нарушениях его прав».
В документе также говорится, что при соучастии высших должностных лиц государственных ведомств, в том числе заместителя начальника Следственного комитета при МВД Олега Логунова и заместителей руководителя ФСИН РФ Владимира Семенюка и Эдуарда Петрухина, якобы был санкционирован перевод Магнитского из одного изолятора в другой «с целью оказания на него дальнейшего физического и психологического давления». Всего Магнитскому 21 раз меняли место содержания, целенаправленно ухудшая условия содержания, утверждает потерпевшая.
Она рассказывает о решениях федеральных судей Тверского суда Москвы, которые санкционировали арест Магнитского и продлевали ему срок содержания под стражей. Пострадавшая также упоминает о действиях судей кассационной и надзорной инстанций Мосгорсуда, которые оставляли в силе решения коллег и не дали оценку «неправовым решениям».
Угрозы с помощью SMS
Помимо этого, Наталья Магнитская сообщает об угрозах, которые перед смертью ее сына, а также после его гибели, получал один из адвокатов фонда Hermitage Capital.
Заявительница приводит содержание SMS издевательского содержания. Среди них такие: «Если история чему-нибудь учит, то только тому, что убить можно кого угодно. Майкл Карлеоне»; «Остап Бендер кричал проезжающим мимо Кисы Воробьянинова по военно-грузинскому тракту авто: «давай дэнги, дэнги давай». Летели монеты».
Заявительница просит «возбудить уголовное дело по факту истязаний, пыток и умышленного убийства» Сергея Магнитского, а также установить непосредственных исполнителей из числа сотрудников ФСИН и оперативных служб. Кроме того, Наталья Магнитская ставит вопрос о проведении проверки и привлечении к уголовной ответственности (при наличии состава преступления) должностных лиц Генпрокуратуры и МВД.
В числе последних она в очередной раз называет следователя Следственного департамента Олега Сильченко, оперативника управления по налоговым преступлениям ГУВД Москвы Артема Кузнецова, следователя ГСУ при ГУВД Москвы Павла Карпова, заместителя руководителя отдела собственности и финансовых преступлений Следственного комитета при МВД Наталью Виноградову и бывшего замглаву Следственного комитета МВД Александра Матвеева.
Отметим, что некоторые из вышеназванных должностных лиц уже прошли проверку со стороны Департамента собственной безопасности МВД и Генпрокуратуры. Оснований для возбуждения дела против Кузнецова, Карпова и Сильченко не нашлось.
Представляющий интересы Натальи Магнитской адвокат Николай Горохов сообщил BFM.ru, что, по закону, ответ на заявление, которое он направил в СКР почтой на минувшей неделе, должен быть дан в течение трех дней. «При необходимости этот срок может быть продлен», — сказал он.
Эксперты сходятся во мнении, что потерпевшей вряд ли удастся привлечь к ответственности кого-то из силовиков. «Я думаю, что это нереально, ведь судьи и высшие должностные лица, такие как Юрий Чайка, назначаются президентом. Получается, что сотрудники администрации формально несут ответственность за их деятельность, а они не захотят чтобы их дискредитировали», — считает адвокат Евгений Черноусов. Он отмечает, что главу надзорного ведомства не смогла выбить их кресла даже громкая история с «крышеванием» игорного бизнеса в Подмосковье, в которой оказались замешаны прокурорские работники. В июне срок полномочий Чайки был продлен еще на 5 лет.
С Евгением Черноусовым согласен и Игорь Трунов. Он отмечает, что все вышеперечисленные в заявлении Магнитской люди — так называемые спецсубъекты. В отношении них предусмотрена особая процедура привлечения к уголовной ответственности. «В уголовном деле всегда есть недовольная сторона, и система привлечения к ответственности должностного лица у нас построена довольно жестко. В противном случае следователи и судьи просто не смогли бы работать», — заметил адвокат.
Обвиняемые слегли в больницу
Пока адвокат Натальи Магнитской ждет ответа из СКР, выяснилось, что привлеченные к уголовной ответственности за гибель Магнитского врач Лариса Литвинова и бывший замначальника «Бутырки» по лечебно-диагностической работе Дмитрий Кратов одновременно слегли в больницу.
По данным СКР, это произошло уже после завершения следственных действий. Ведомство сообщает, что обвиняемые и их адвокаты должны были приступить к ознакомлению с материалами дела, после чего планируется утвердить обвинительное заключение и направить дело в суд. Однако нахождение обвиняемых в стационаре препятствует завершению расследования, что намечено было сделать 24 ноября. В этой связи следствие решило проверить «обстоятельства выявления и тяжесть заболеваний обвиняемых». БФМ.РУ