РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не оштрафует Россию на 98 миллиардов долларов по делу "ОАО "Нефтяная компания ЮКОС" против РФ", поскольку задача суда - контролировать исполнение конвенции по правам человека, а не карать государства "страшными суммами", считают российские адвокаты.
Компания обратилась в ЕСПЧ в 2004 году с жалобой на действия российских налоговых органов, которые расценила как незаконный отъем собственности. ЮКОС добивается от РФ возмещения более 98 миллиардов долларов. Страсбургский суд объявит решение по делу 20 сентября.
Защитники, работавшие в Страсбурге, напомнили, что Россия обязана исполнять решения ЕСПЧ вне зависимости от присужденных сумм. "Будет в решении суда речь идти хоть о долларе, хоть о миллионах долларов, хоть о 98 миллиардах - РФ обязана данное решение исполнить", - отметила адвокат Анна Ставицкая.
Вместе с тем юристы утверждают, что Европейский суд никогда не взыщет столь беспрецедентную сумму ни с какой страны и ни по какому делу. "В случае удовлетворения иска ЮКОСа сумма компенсации снизится до десятков тысяч долларов, а бывает, что ее вообще не назначают, а только устанавливают факт нарушения Европейской конвенции по правам человека", - сказал адвокат Дмитрий Аграновский.
Не в деньгах счастье
Задача ЕСПЧ не карать рублем государство, а создать прецедент, чтобы определенные нарушения, установленные судом, больше не повторялись, пояснил адвокат Игорь Трунов.
"Эти страшные цифры - ничего такого не будет. Никогда таких штрафных санкций никто не слышал и не услышит. Данный институт имеет другой характер - прецедентный. Не суммы немыслимые ломит государству, а создает прецедент, чтобы подобные нарушения впредь не допускались. Если иск будет удовлетворен, то в решении будет указано, какие нарушения Европейской конвенции по правам человека Россия допустила в ходе этого дела. Штраф может быть, но, конечно, не заявленный компанией", - отметил защитник.
Адвокат Дмитрий Аграновский заявил, что Страсбургский суд крайне редко взыскивает именно те суммы, которые заявлены в иске в качестве компенсации, даже когда речь идет о десятках тысяч долларов или евро.
"Конечно, такая сумма (98 миллиардов долларов) взыскана не будет. В случае выигрыша ЮКОСа, сумма штрафа будет весьма далека от заявленной суммы, а может, компенсацию не назначат и вовсе, а только установят нарушения. Такое тоже часто бывает", - сказал он.
Аграновский напомнил, что Страсбургский суд прежде всего контролирует соблюдение Европейской конвенции, поэтому основным решением будет - признают или не признают, что ее нормы в "деле ЮКОСа" были нарушены.
"Если ЕСПЧ признает, что нарушения имели место, то Россия должна будет пересмотреть это дело внутри государства. В этом основной смысл европейского суда, а не в материальной компенсации", - подчеркнул адвокат.
Защитник Владимир Жеребенков также поддержал это мнение. "В основном будет решаться вопрос не о сумме иска, а о нарушениях - были они или нет. В случае положительного для ЮКОСа решения Страсбурга, российские суды должны будут снова рассмотреть вопрос о налоговых претензиях", - пояснил адвокат.
Право на жалобу
Решение Европейского суда по правам человека по "делу ЮКОСа" не будет являться окончательным: если одну из сторон оно не устроит, то она сможет обжаловать его в Большой палате - аналоге кассационной инстанции, пояснил агентству РАПСИ адвокат экс-главы ЮКОСа Юрий Шмидт.
Жалобу на решение ЕСПЧ можно подать в течение трех месяцев.
Возможное решение по делу и его правовые последствия Шмидт комментировать отказался, пояснив, что не является представителем какой-либо стороны в этом деле, "поэтому делать заявления о нем некорректно".
Публичные слушания по делу "ЮКОС против РФ" ЕСПЧ провел в марте 2010 года. На слушаниях представитель ЮКОСа заявил, что российские власти произвольно и незаконно начислили компании с 2000 по 2003 годы 19,6 миллиарда евро дополнительных налогов, пени и штрафных санкций, а "драконовское выполнение этих решений представляло собой экспроприацию".
Компания считает, что российские власти нарушили сразу шесть статей европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статью Протокола к Конвенции (статьи 1, 6, 7, 13, 14 и 18 Конвенции и статья 1 Протокола номер 1).
Требования компании учитывают оценки стоимости, якобы "известные правительству через российские судебные процедуры". Это базовая стоимость акций ЮКОСа в ЮНГ - 19,6 миллиона евро, стоимость других активов и возмещение потерянной прибыли вследствие "экспроприации".
Российская сторона, в свою очередь, настаивает, что ЮКОС в 2000 - 2003 годах использовал налоговые схемы в обход российского законодательства. Компания пользовалась льготным налогообложением в некоторых российских регионах. Ответчик также утверждает, что аукцион по продаже "Юганскнефтегаза" проходил строго в рамках закона.