Мосгорсуд в пятницу, 5 августа, приступил к рассмотрению громкого дела об убийстве спартаковского болельщика Егора Свиридова. Инцидент произошел в конце прошлого года и вызвал массовые беспорядки в столице и некоторых других городах России. На скамье подсудимых шесть человек, в том числе уроженец Кабардино-Балкарии Аслан Черкесов. Он не признал свою вину в убийстве Свиридова, а его защитник заявил, что подсудимый пустил в ход травматический пистолет для самообороны.
Еще четверо фигурантов делах отвергли обвинение в хулиганстве и причинении легкого вреда здоровью товарищам погибшего. А зачинщик драки — Нариман Исмаилов — пока не определился с позицией.
Убийство 28-летнего Егора Свиридова вызвало большой общественный резонанс и привело к массовым беспорядкам в 12 городах России. В Москве прошли наиболее крупные акции, в частности, 7 декабря футбольные фанаты собрались около Головинской межрайонной прокуратуры, затем они переместились на Ленинградский проспект, по сути, перекрыли движение и практически при бездействии милиции проследовали по нему с лозунгами: «Россия для русских! Москва для москвичей!» Самые массовые беспорядки произошли 11 декабря сначала на Кронштадтском бульваре, где собралось около 10 тысяч человек, а затем на Манежной площади. Здесь все закончилось стычками с ОМОНом.
Процесс начался со скандала. «Перед началом заседания я минут 15-20 наблюдал вызывающее поведение потерпевшей (жена Свиридова Яна Фалалеева) и прокурора, их насмешки и смех. Думаю, они давно и близко знакомы», — заявил со скамьи подсудимых Аслан Черкесов. По этой причине он потребовал отвода гособвинителя Марии Семененко (она известна участием в ряде громких процессов, в частности, над битцевским маньяком Алексеем Пичушкиным).
На защиту коллеги встал второй прокурор Антон Щербаков. «Иначе как насмешкой это ходатайство назвать нельзя. Потерпевшие и обвинение выступают на одной стороне и вправе согласовывать свою позицию», — заявил он.
В итоге, суд оставил Семененко в деле и она обратилась к присяжным со вступительным словом, в котором изложила версию обвинения.
Стрельба в кафе накануне драки
По словам гособвинителя, инцидент произошел неподалеку от кафе «Пивная точка» на Кронштадском бульваре, где вечером 5 декабря 2010 года 26-летний Черкесов встретился со своим знакомым, уроженцем Дагестана Рамазаном Утарбиевым. Последний приехал в заведение вместе с земляками: Акаем Акаевым, Артуром Арсибаевым, Нариманом Исмаиловым и Хасаном Ибрагимовым.
Как отметила прокурор, днем ранее, 4 декабря Черкесов уже посещал это кафе, где у него случился конфликт с «лицами славянской национальности». Тогда Черкесов достал травматический пистолет и принялся стрелять в пол. Видимо, желая взять реванш, Черкесов с компанией 5 декабря «попив пивка и чувствуя свою безнаказанность, решили совершить нападение на первых попавшихся людей». Покинув заведение в половине первого ночи, Черкесов и его товарищи повздорили с компанией молодых людей, стоявших возле автобусной остановки. Это были Егор Свиридов и его бывшие одноклассники. Первым драку начал Нариман Исмаилов. Артур Арсибаев пустил в ход пустую бутылку из-под пива, сделав из нее «розочку». А Аслан Черкесов принялся стрелять.
Как установило следствие, в результате стрельбы пострадали трое: Дмитрий Филатов, Егор Свиридов и Сергей Гаспарян. Первый получил ранения живота и ягодиц. Во второго Черкесов стрелял четырежды. Причем, как отметила прокурор, с расстояния «менее одного метра», что и привело к гибели Свиридова — он скончался на месте. «В отличие от своих соучастников, Черкесов прошел специальную подготовку по применению травматического оружия и знал, что выстрел с такого расстояния приведет к смерти», — отметила Семененко.
«Однако на этом Черкесов не успокоился», — продолжила прокурор, и рассказала, что затем подсудимый переключился на Сергея Гаспаряна, в которого выстрелил шесть раз.
Убегая, Черкесов сорвал с плеча одного из пострадавших — Дмитрия Филатова — сумку. Резюмируя свое выступление, Семененко сказала, что Черкесову вменяется умышленное убийство, покушение на убийство, хулиганство, грабеж и причинение легкого вреда здоровью. А остальным подсудимым — хулиганство и умышленное причинение легкого вреда здоровью.
Слова прокурора о том, что накануне убийства Черкесов уже пускал в ход травматический пистолет, вызвали негодование защиты. Адвокат главного обвиняемого Дмитрий Панков заявил, что прокуратура вышла за пределы предъявленного подсудимым обвинения, и потребовал распустить коллегию присяжных.
«Гособвинитель сообщила данные, которые негативно характеризуют мою личность», — заявил Черкесов, до этого уже четырежды привлекавшийся к уголовной ответственности. — Данная коллегия будет необъективна и предвзята». Подсудимый, пытаясь оправдаться, заявил, что 4 декабря на него и двоих его друзей «пытались напасть 20 человек»: «Я выстрелил не в кого-то, а в пол».
Убийство из самообороны
Однако судья Андрей Расновский вновь отклонил ходатайство защиты. После чего адвокаты озвучили позицию своих подзащитных. Дмитрий Панков сообщил, что его клиент вину не признает. По его словам, Черкесов не хотел убивать Свиридова и действовал исключительно в целях самообороны. «Он вообще был убежден, что из травматического пистолета невозможно причинить смерть кому бы то ни было, — сказал адвокат. — Черкесов только хотел пресечь нападение».
Защитник утверждал, что его клиент «оказался втянут в конфликт», и драка началась, когда он вместе с двумя приятелями ходил в магазин за сигаретами. Примерно такую же версию высказали адвокаты других подсудимых, которые не отрицали своего участия в драке, но и не были согласны с квалификацией их действий. Лишь защитник Наримана Исмаилова Алексей Комаев заявил, что его клиент пока не определился с позицией: «Такое бывает. В ходе следствия Ибрагимов признавал вину, но потом передумал», — сообщил адвокат.
Процесс продолжится 15 августа. В этот день планируют допросить потерпевших — показания должны дать четверо товарищей Егора Свиридова и вдова погибшего Яна Фалалеева.
Мария Локотецкая БФМ.РУ