Засекреченными могут быть закупки, объявленные государственной или коммерческой тайной. Уровень скрытности определят сами компании
Законодатели намерены подправить законопроект о закупках госкомпаний (госкорпораций). Их, видимо, расстраивает тот факт, что общественность знает о покупке МВД РФ спального гарнитура из европейской вишни, декорированного чистым золотом за 24,4 млн рублей.
Или о том, что Федеральная служба охраны (ФСО) России разместила заказ на 120 черных кожаных курток и плащей «для высших офицеров ФСО России» и готова заплатить за пошив 2,94 млн рублей, а в дополнение к ним — 300 пар белых сабо из натуральной кожи по общей цене максимум в 85,5 тысячи рублей. Согласно конкурсной документации, доставить обувь необходимо до 1 августа в совхоз «Внуково» в Подмосковье. Размерный ряд: 40 и 42 размеры — по 60 пар, 41, 45, 46 размеры — по 20 пар, 43 размер — 80 пар, 44 размер — 40 пар.
И, действительно, откровенно — мало того, что теперь сотрудника ФСО можно безошибочно обнаружить в толпе по «кожанке» и сабо, так еще и количество сотрудников можно подсчитать, да еще выяснить, что самый популярный размер обуви у них 43-й.
В связи с этим законодатели внесли в законопроект о госзакупках ряд поправок, которые будут представлены ко второму чтению в Госдуме 29 июня.
В соответствии с ними, государственные компании смогут скрывать информацию о большей части закупок, предъявляя при этом неограниченные требования к поставщикам.
Напомним, действующая версия документа обязывает госкомпании разрабатывать и публиковать положения о закупках. Компании могут сами решать, что закупать на торгах, но право утверждать перечень товаров и услуг, которые позволено покупать только на электронных аукционах, оставлено за государством. Долгосрочные закупочные планы госкомпании должны публиковать в Интернете, за исключением закупок менее чем на 100 тысяч рублей или касающиеся гостайны. Компании, проигравшие на торгах, могут обжаловать решение в ФАС.
В ноябре 2010 года в послании к федеральному собранию президент Дмитрий Медведев раскритиковал действующий закон о госзакупках. По словам главы государства, нецелевые расходы при госзакупках, включая прямое воровство и «откаты», составляют не менее 1 трлн рублей в год. Тогда же он поручил до 1 апреля 2011 года разработать новый вариант закона о госзакупках с учетом требований инновационного развития экономики. Но первая редакция законопроекта не устроила президента, и по его требованию документ был отправлен на доработку.
Теперь же, как следует из документа, который оказался в распоряжении «Ведомостей», процесс госзакупок станет еще более таинственным.
Так, документ разрешает госкомпаниям не сообщать о тендерах менее чем на 500 тысяч рублей, а также о торгах, имеющих отношение не только к государственной, но и к коммерческой тайне. Что такое коммерческая тайна, компании будут решать сами.
Долгосрочных планов закупок публиковать также не надо — только на текущий год. Пункты о наращивании закупок инновационной продукции и праве правительства обязать госкомпании проводить аукционы вообще исчезли из документа. Также исключен пункт, согласно которому проигравшие в торгах могут обжаловать результаты в ФАС.
Руководитель корпоративной практики «ФБК-Право» Александр Ермоленко отмечает, что изначально закон о госзакупках был призван бороться с коррупцией и выводить любые операции в этой сфере в правовое поле. «Но правда жизни заключается в том, что это не сильно помогает или даже не помогает вовсе, при этом сильно осложняя жизнь участникам рынка», — сказал BFM.ru эксперт.
Предлагаемое поднятие порога до 500 тысяч рублей, по словам Ермоленко, не вызывает особых опасений, а вот ситуация относительно коммерческой тайны выглядит двояко. «Под это понятие можно подвести любую информацию, касающуюся бизнеса. Поэтому такую схему можно рассматривать как освобождение от бюрократических барьеров, так и возможность для совершения коррупционных сделок», — считает руководитель корпоративной практики «ФБК-Право».
По мнению эксперта, бороться с коррупцией в сфере госзакупок и в области хозяйственного оборота трудно не из-за несовершенства законов, а по причине их несоблюдения.
«Мы пришли к такому состоянию нашей жизни, когда несоблюдение законодательства не является проблемой. Если мы видим, что люди злоупотребили, они должны за это отвечать. А поскольку никто ни за что не отвечает, значит, получается, можно злоупотреблять, какой бы ни был закон. Пока мы никого не сажаем за коррупцию в тюрьму, бессмысленно что-то усложнять в законодательстве, ведь его все равно не собираются соблюдать», — подытожил Ермоленко.
При этом председатель совета директоров Межотраслевой торговой системы «Фабрикант» Сергей Габестро отмечает, что в некоторых сферах соблюдение коммерческой тайны является необходимой составляющей. По его словам, некоторые компании действительно не могут публично разглашать стоимость своей продукции, поскольку это негативно скажется на их положении на рынке.
«Но это вряд ли касается закупки какого-либо оборудования, это, скорее, относится к стратегическим отраслям — например, к атомной или судостроительной», — пояснил BFM.ru эксперт.
Стоит отметить, что в ходе проверок Счетной палаты в 2009-2010 годах были обнаружены нарушения в сфере госзакупок более чем на 2 млрд рублей. Эксперты ведомства считают, что эффективность сложившейся практики госзакупок в России по методике Всемирного банка не превышает 0,4 при норме 1,0. При этом, несмотря на непрерывную коррекцию действующего законодательства, в этой области наблюдается снижение конкуренции. Этот показатель снизился с 3,68 в 2005 году до 2,78 в 2010 году, отмечают специалисты Счетной палаты.
В феврале 2011 года в Интернете начался сбор средств в поддержку сайта «РосПил», отслеживающего нарушения в системе госзакупок. По словам автора сайта Алексея Навального, за первые сутки после открытия счета пользователи пожертвовали почти 900 тыс. рублей. Еще спустя десять дней сумма переводов преодолела отметку в 4 млн рублей.
В мае этого года вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин поблагодарил блогеров за действенный контроль за госзакупками. «Я благодарен тем общественным, добровольным контролерам, которые заходят на сайты и проверяют, что наши министерства закупают, даже есть уже обратная связь — это обсуждается, и некоторые закупки снимаются», — заверил он, не приведя, правда, конкретных примеров.
По состоянию на 23 июня, на сайте «РосПил» собрано более 7 млн рублей. Собранные средства предназначены для оплаты аренды серверов и зарплаты юристам, которые проверяют опубликованную пользователями информацию БФМ.РУ