Чиновники начали обзаводиться электронными подписями

С момента подписания президентом России Дмитрием Медведевым Федерального закона «Об электронной подписи» (ЭП) прошла неделя. Чиновники начинают обзаводиться новыми средствами визирования документов, правда, пока из пробных партий, выпущенных «Ростелекомом» на основе защищенных носителей в виде флэшек.

Напомним, этот закон был принят Госдумой 25 марта и одобрен Советом Федерации спустя пять дней. Он заменит действующий с 2002 года закон «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП). Как отметил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух, старый закон не привел к массовому использованию ЭЦП, как это планировалось. Пользователями официальной электронной цифровой подписи, полученной в сертифицированном удостоверяющем центре, стали преимущественно юридические лица.

В то же время де факто в жизни электронная подпись достаточно широко используется. В новом законе определены сразу три новых вида электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная (наиболее защищенная). При этом использующиеся в настоящее время сертификаты ключей ЭЦП приравниваются к квалифицированным сертификатам электронной подписи. По новому закону простой ЭП может считаться тот же логин и пароль. По словам Массуха, новый закон должен обеспечить соответствие формальной практики и реальности, а также способствовать массовому распространению электронного взаимодействия, в том числе юридически значимого.


Впрочем, на пути у ЭП еще не мало проблем. Так, подрядчиком по созданию единого доверенного пространства, в котором будут выдаваться и обращаться ЭП, является компания «Ростелеком». Причем это пространство, по утверждению Ильи Массуха, де-факто уже существует на базе корневого удостоверяющего центра (УЦ), находящегося в ведении «Ростелекома». В настоящее время в это пространство объединены около 80 сертифицированных удостоверяющих центров. Кроме того, «Ростелеком» имеет планы по организации УЦ на базе своих региональных телефонных узлов во всех регионах России.

Предполагается, что все эти УЦ будут аккредитованными, поэтому в них граждане и юрлица смогут получить квалифицированные ЭП. Правда, пока аккредитованных центров в стране нет, а появятся они в самом лучшем случае через месяц.

Дело в том, что до сих пор Минкомсвязи не выпустило приказ, регламентирующий правила аккредитации таких центров. Нет и ряда других нормативно-правовых актов, принятие которых предусмотрено законом «Об электронной подписи». По словам директора правового департамента Минкомсвязи Андрея Тихомирова, министерство собирается инициировать разработку соответствующих документов. На их подготовку и принятие, по мнению чиновника, потребуется от одного до шести месяцев в лучшем случае.

Есть и другие препятствия, которые отодвигают срок начала практического действия нового закона. Так, хотя «Ростелеком» уже выпустил и предоставил, например, сотрудникам Минкомсвязи, e-token с электронной подписью, однако официально действующие ЭП появятся после того, как ФСБ определит, в числе прочего, требования к средствам электронной подписи и средствам УЦ.

Кстати, по оценке сотрудников Минкомсвязи, гражданам носители ЭП, сертифицированные ФСБ e-token, будут обходиться первое время в 500–600 рублей. После того, как процесс выдачи электронных подписей станет массовым, их цена снизится приблизительно до 300 рублей.

Массовое распространение ЭП будет зависеть не только от пользователей и удостоверяющих центров. Значительная ответственность за это лежит на органах власти различных уровней. То есть они должны также быть готовы к использованию ЭП, в том числе квалифицированной.

С одной стороны, этому должно поспособствовать Минкомсвязи, которому поручено разработать бесплатное ПО для считывания ЭП с различных носителей. С другой, многое будет зависеть от уровня информатизации органов власти и их готовности работать с электронными документами, и в первую очередь — при предоставлении государственных услуг. Кстати, как отмечает Минэкономики, большинство регионов так или иначе начали предоставлять госуслуги в электронном виде. По данным министерства, только восемь субъектов не присоединились к этому процессу. Остальными на порталах госуслуг организовано предоставление около 10 тысяч услуг региональных органов власти и около 11 тысяч муниципальных органов власти. Федеральные органы власти записали в свой актив 616 госуслуг.  БФМ.РУ